1 октября
Фестиваль «Балтийский дом» смог начаться в крайне непростых условиях. Европейских участников (главная притягательная сила фестиваля) в этом году совсем нет: они показывают спектакли по видеосвязи. Основную программу заполнили российские театры: москвичи и Коляда-центр из Екатеринбурга. Понятно, что в ситуации полной неопределенности программа может меняться даже во время фестиваля - так, спектакль 5 октября уже заменен.
Специально для студентов и всех желающих: видеопоказы бесплатны, требуется регистрация в группе Балтийского дома во Вконтакте.
Церемония открытия традиционно начиналась еще на ступеньках: играл оркестр, девушки с зонтиками (в этом году зонтики а ля Мэри Поппинс - надо думать, главный атрибут фестиваля) танцевали, было весело и мило.
Фойе и лестницу завесили зонтики и перевернутые стулья, а при входе у лестницы стояла прикольная лошадь на колесиках. В центре фойе за белым роялем фотографировалась публика, еще больше народу фотографировалось под зонтиками.
Первый спектакль фестиваля - «Онегин-блюз», поставленный Михаилом Цитриняком, - никакого отношения к зонтикам не имеет. Артист Алексей Гуськов (известный широкому зрителю по «Таежному роману») очень неплохо читал со сцены «Евгения Онегина», осовременив и сам текст и заложенную в нем пушкинскую иронию. Чтобы зрителю не было скучно, моноспектакль разбавляли: Игорь Бутман со своим саксофоном, струнный квартет, очень плохая балерина, местами молча изображающая Татьяну, и рабочий сцены, забавно и неожиданно поющий в нужном месте «Что день грядущий мне готовит...» (с точки зрения вокала - хуже Баскова). Соединено все это не без изящества, но местами и не без московской пошлятинки. Самая неудачная часть подтанцовки - балерина, на втором месте - Бутман, ибо играет он в своем обычном стиле (на мой вкус, воспитанный Питером Брёцманом, весьма банальном) и, как это вяжется с «Евгением Онегиным», осталось загадкой. Как мухи и котлеты, Онегин остался сам по себе, а блюз вышел отдельно.
Плюс этого спектакля - возможность уйти в любом месте, легко представив себе, что будет дальше. Или досидеть до конца, чтобы подумать: «Разве это финал? Это очень удачный финал».