"Король Лир" Яна Кляты

Oct 29, 2019 19:12


26 октября

Национальный Старый театр в Кракове на сцене Александринского театра

Театральная олимпиада

Если у вас нету тети нет артиста на главную роль - не беда. «Король Лир» даже лучше идет, если на сцене нет короля Лира. Потому что еще неизвестно, как сыграет живой артист. Мертвый и отсутствующий - надежнее. На экранах показывают, где должен быть король Лир, а чтобы прозвучали реплики главного героя - так на то придуманы динамики. Идею Яна Кляты, безусловно, нужно развивать. На шекспировском материале и не только. Очень интересно посмотреть «Гамлета» без Гамлета и «Ричарда Третьго» без Ричарда Третьего. А потом «Ревизора» без Хлестакова и «Марию Стюарт» без Марии Стюарт. Старый театр в Кракове может запатентовать эту фишку.

Балетоманы давно пользуются метафорами такого рода. Так и говорят: «Сегодня спектакль без Джульетты». И действительно: чем терпеть на сцене негнущуюся и нетехничную Джульетту, лучше уж совсем без нее. Пусть музыку вариаций играет оркестр, а на сцене будет пусто.

Я понимаю, что Ежи Гралек, игравший короля Лира в этом спектакле, скончался в 2016 году. Показать спектакль с незанятым местом короля в память о большом артисте - наверное, неплохая идея. Но один раз и без вывоза спектакля «памяти Артиста» на фестивали.



Иначе получается так, как получилось. Полнейшая пустота не только в центре сцены и в центре текста. Полнейшая пустота везде, потому что суетящиеся дочери, придворные и шут не чувствуют энергии, долженствующей исходить из центра. Спектакль распадается на несколько более или менее эффектных трюков. Тем более, что и главная режиссерская идея напоминает трюк: дело вроде происходит в Ватикане, папа Римский типа отрекается (почти небывалый случай в мировой истории), дочери Лира одеты как кардиналы и епископы (Регану и Гонерилью играют пожилые мужчины; странно, что Корделия оставлена девушкой - в память о папессе Иоанне?), Последовательно развить эту идею режиссер не в состоянии, все так и остается на уровне наброска - без ряда ключевых сцен и без вразумительного финала.

1 час 40 минут потерянного времени.

Ян Клята, Театральная олимпиада, Александринский театр, Король Лир, Старый театр в Кракове

Previous post Next post
Up