Восьмая жизнь

Oct 28, 2019 21:49


24 октября

Театр «Талия» (Гамбург) на сцене БДТ

Театральная олимпиада

Полупустой зал перед началом спектакля неприятно поразил. Многие годы на спектаклях театра «Талия» яблоку было негде упасть, ибо этот театр в нашем городе любят особенно - так же сильно, как и его художественного руководителя (c 2009 до 2016) Люка Персеваля.  В этот раз «Талия» привезла не Персеваля - спектакль Йетте Штекель по книге Нино Харатишвили. О советской истории, увиденной глазами наших близких соседей - грузин.

Традиции театра «Талия» хорошо видны и в этом спектакле: артисты прекрасны (некоторые знакомы нам по спектаклям Персеваля), достигают перевоплощения высочайшего уровня - ибо многим артистам приходится играть несколько ролей семейной саги, растянутой на шесть поколений. Сценография Флориана Лёше (почему ее делает не режиссер?) очень хороша: сценический минимализм оказывается насыщенным множеством культурных смыслов.



Однако спектакль в целом производит какое-то размытое впечатление. То ли это недостатки книги, то ли недостатки режиссуры, то ли (да простят мне гендерный подход) женская проза наложилась на откровенно женскую режиссуру. История грузинской семьи  - ну слишком сентиментальна. А поскольку она растянута на шесть поколений, в каждом из которых происходит что-то из рук вон сентиментальное, то уже к середине спектакля во рту ощущается основательная оскомина. История крайне затянута, несмотря на то, что она выстроена как банальная цепочка биографий - ни культурологии, ни исторического анализа, ни философского подхода здесь и не ночевало.  После пяти с лишним часов выходишь с чувством глубокой усталости, хотя с трехчастного спектакля Персеваля по «Ругон-Маккарам» (тоже, надо сказать, семейная хроника - но совершенно другая по глубине постижения истории), который шел весь день, мы выходили в приподнятом настроении, пережив подлинный катарсис. История местами не точна: с одной стороны, некоторые события семейной хроники не укладываются в наши знания о революционной и сталинской эпохе, с другой - когда речь заходит об СССР 1980-х годов, т.е. школьном детстве не только четвертого поколения грузинской семьи, но и нашем тоже - мы отмечаем череду натяжек и несуразностей. Наконец, история без финала - и в данном случае это ее портит. Начальная точка есть (хотя историю семьи, естественно, можно начать и раньше, хоть от Адама) - конечная точка размыта и не ясна: будущее грузинской семьи решается почему-то в современной Германии. Причем эмиграция не рассматривается как выход, но ничего другого спектакль не предлагает.

Не хватает чего-то этому спектаклю. Все-таки постановщик не Персеваль. И не случайно Люк Персеваль любит ставить спектакли по классическим, не современным текстам. Как-то полнее получается.

Previous post Next post
Up