22 октября
Театр Хорус (Импхал, штат Манипур, Индия) на Новой сцене Александринского театра
Театральная олимпиада
Одно из самых сильных впечатлений Театральной олимпиады. Шекспировский сюжет, сыгранный в духе древней индийской легенды. Макбет, Банко и прочие воины одеты в индийские доспехи, движение героев по сцене (мелкий семенящий шаг или широкий боевой шаг) напоминают танец, используются элементы боевых искусств - владение холодным оружием, убийство короля и казнь Макбета в финале ритуализованы. Особенно мощно действуют массовые сцены - приезд короля и свиты в замок Макбета или наступление на тот же замок, который ведут воины Макдуфа.
Традиционный театр разбавлен шуточными элементами: танцем вестника, приносящего леди Макбет письмо мужа; или инвалидными колясками, в которые усаживают Макбета и его жену после явления призрака Банко. Эти иронические коляски не дают спектаклю окончательно обрести мифическое измерение и выводят его в жизнь - наподобие «Жизели» Матса Эка.
Играют на языке манипури. Похоже, во всем Петербурге не нашлось специалистов, способных перевести текст на русский. Но сюжет настолько известен, что можно смотреть спектакль и без перевода. Манера речи чем-то напоминает опыты реконструкции древнегреческого театра Теодороса Терзопулоса. Но здесь артисты исполняют обрядовые песни и танцы - собственно, название театра «Хорус» указывает на хоровое пение, лежащее в основе спектаклей. Синкретический театр, укорененный в древнем мифе. На фоне Ратана Тиама Терзопулос кажется поверхностным и умозрительным.
Выдающийся драматург и режиссер Ратан Тиам приехал вместе со своим коллективом и с исключительным достоинством вышел на поклоны. Особенно эффектно смотрится поклон, когда все - и худрук и артисты - встают перед зрительным залом на колени: по-видимому, традиционный индийский поклон.