21 февраля
Мариинский театр
Большой гала в честь одной из самых знаменитых балерин Мариинского/ Кировского театра 20 столетия был подготовлен с подлинным размахом.
Я видел Аллу Яковлевну всего однажды - на вечере балета в Михайловском (тогда еще Малом оперном) театре в честь презентации книги Д. Черкасского «Записки балетомана». Кажется, это был 1994 год. Ведущий вечера режиссер Белинский назвал несколько исторических личностей, присутствующих в зале. Оказалось, что и Алла Шелест сидит в партере, она встала - маленькая, сухонькая и очень милая старушка. А зал самозабвенно орал «Браво!». Я в тот момент вспомнил, как один завсегдатай из старшего поколения рассказывал мне в конце восьмидесятых, что все это сейчас так, и Уланова была так, Дудинская тем более так, а вот была когда-то Шелест - сказка!
Начался вечер с яркого и в самый раз недолгого рассказа о балерине, затем под музыку «Баядерки» (выход теней) показали цепочку фотографий Шелест. За вступлением последовало трехактное действо, в котором постановщики постарались учесть все знаменитые роли великой балерины.
В первом отделении планировался белый акт «Лебединого» (но начали его прямо с адажио, пропустив и выход лебедя и всю мимико-драматическую сцену знакомства с принцем). Танцевала Екатерина Кондаурова, поддерживал ее (мужского танца в силу обрезания начала не осталось) Данила Корсунцев. После перерыва пошел второй акт «Легенды о любви» в звездном составе: Екатерина Осмолкина - Виктория Терешкина - Владимир Шкляров.
Завершился вечер огромным дивертисментом (чуть менее полутора часов), в котором предстали «Шурале», «Спартак» Якобсона, «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Пламя Парижа» (в исполнении солистов Самарского балета, с которым, как я понимаю, Шелест немного работала), «Вальс» Вайнонена, «Спящая красавица», «Дон Кихот», номер «Русская» в хореографии В.Васильева и «Талисман». Не хватало только хореографических миниатюр Якобсона, в которых Шелест тоже блистала, но в Мариинском их давно не танцуют. Дивертисмент заметно разделился на две части: в первой половине было довольно скучно, но, начиная со «Спящей», появились звезды и стало хорошо.
«Лебединое» в исполнении Екатерины Кондауровой смотрел первый раз. Очень технично (кроме коды), очень медленно (неужели вслед за Лопаткиной все в театре так танцуют адажио? - Чебыкина накануне тоже взяла заторможенный темп) и в поразительном образе. Одетта у Кондауровой такая нежная и сладостная - прямо кошечка, а не лебедь. Несколько не в тему, но интересно. Может, как-нибудь полный спектакль посмотреть? Как она черный акт решила?
Второй акт «Легенды» в похожем составе мы видели в прошлом году на
юбилее Р.Абдыева и на
парадном спектакле с Н.Осиповой. Кордебалет в этот раз танцевал существенно лучше, собранее и синхроннее, а вот у Осмолкиной начало не задалось. Все остальное уже довольно привычно. Погоня - очень мощно, медленные части - скучновато.
Из большого дивертисмента отмечу то, что запомнилось. Еще раз убедился, что
Рената Шакирова - наша лучшая Сюимбике за многие годы. Алина Сомова в первом акте «Баядерки» - дежавю двадцатилетней давности: вылитая Анастасия Волочкова и по размерам фигуры, и по качеству махания руками. А еще и рот временами открывает от счастья. Мужчины же наши, как сказал хохмач Полунин, какие-то не мужские: носят девушек, как получится, того гляди уронят.
Олеся Новикова в па-де-де из «Спящей» изысканна, как всегда. Гости из Большого Мария Александрова и Владислав Лантратов блеснули в па-де-де из «Дон Кихота». У Александровой получается уже не все, но дуэт они спаянный, и энергия кипит. Наконец, Кимин Ким в па-де-де из балета «Талисман» вызвал яростный вой зала своим выдающимся прыжком и длинными гибкими руками, Анастасия Нуйкина на его фоне выглядела довольно блекло.
Настоящий большой концерт практически всей труппы. Настоящий большой повод. Одно из лучших балетных событий сезона.