15 января
Привлек на этот спектакль удачный подбор исполнителей (Стихина - Маточкина - Бурденко - Богачева). Однако общего впечатления от спектакля не получилось. Каждый играл сам за себя, дуэт сложился только в самом начале второй картины у Лизы и Полины, общий темп был несколько замедлен, в связи с этим накала страстей на сцене ну никак не получалось - все это прямые претензии к дирижеру Павлу Смелкову, работа которого в этот вечер казалась работой стажера.
Большой проблемой всего вечера стал тенор Михаил Векуа, озабоченный исключительно тем, как бы спеть прилично, потому что партия Германа огромна и сложна. Из-за того, что большую часть партии певец прокрикивает, а высокие ноты ему совершенно недоступны, мелодико-интонационный строй партии Германа вышел несколько другим, чем у Чайковского. Так что слушать Векуа нужно было с поправками на какое-нибудь более точное исполнение этой партии - например, Владимира Атлантова или Юрия Марусина. С другой стороны, когда про себя слышишь, как это должно звучать, слушать Михаила Векуа довольно тяжело.
Елена Стихина поет Лизу очень культурно. С вокальной стороны чуть-чуть смутила легкая визгливость верха, остальное было очень хорошо. С актерской - недостаточно проникновенная игра в первом дуэте с Германом. Как-то все просто у нее получилось, а «Царица ночь...» лишилась того таинственного изыска, который должен прозвучать. В целом же, Елена Стихина - настоящая Лиза и, будем думать, она еще много и много прибавит.
У Юлии Маточкиной Полина выходит не юной девушкой, а зрелой и видавшей виды дамой, вроде Далилы. Странно, что в Далиле ей не хватает именно того, что она в совершенно ненужном избытке демонстрирует в партии Полины - глубокого грудного низа. А вот когда она поет Миловзора в пасторали «Искренность пастушки», все очень органично.
Роман Бурденко очень хорош и Томским, и Златогором (в роли последнего постановщик его и попрыгать заставил - типа балетного артиста). А вот второй баритон Павел Янковский (Елецкий) хоть и выпевает свою партию абсолютно как надо, кажется, имеет не самый интересный тембр. На фоне Бурденко слушается блекло.
Более всех удивила Ирина Богачева (Графиня) - живая легенда Мариинского театра, ведь ее дебют состоялся именно в «Пиковой даме» в 1964 году (тогда в партии Полины). Уже 55 лет выдающаяся певица выступает в этой опере в Мариинке. Кажется, это абсолютный рекорд в истории театра. Лет 10 назад примадонна несколько перестроила партию: она стала у нее звучать повыше, без знаменитых бархатных низов. Но и эта версия роли великолепна. Громкая и долгая овация после романса Графини - давняя традиция Мариинки, связанная с именем Богачевой.
Целого же, повторюсь, не было. Виной этому, возможно, еще и странная постановка Алексея Степанюка. Идея движущихся по сцене колонн петербургских залов, по-разному выстраивающих пространство, кажется весьма продуктивной. Но они движутся без остановки и потому мельтешат. То же самое можно сказать об оживающих и движущихся статуях. Слишком всего этого много: идеи хороши, реализации не продуманны. На этом фоне еще более статичными, чем обычно в опере, кажутся герои, которые в ряде сцен стоят столбами, не взаимодействуя с партнерами.