21 декабря
Большой зал филармонии
Фестиваль «Площадь искусств»
На такие концерты, конечно, никак не следует опаздывать. Но как же пропустить Альбину Шагимуратову в одной из лучших ее партий? Я надеялся приехать в филармонию ко второму отделению, но и на начало второго отделения немного опоздал.
Известный коллектив из Кёльна, славящийся аутентичным исполнением барочной музыки, действительно, хорош. Впрочем, не настолько разбираюсь в этой музыке, чтобы говорить об отличии его манеры от, скажем, Берлинской академии старинной музыки, которая приезжала на «Площадь искусств» несколько лет назад. Звучит все идеально, сыгранность музыкантов замечательна - пожалуй, только барочная флейта не очень справляется с пространствами Большого зала. Но при легком напряжении слуха и она слышна хорошо.
Подкупает идея концерта. Речь идет о влиянии итальянской музыки в целом и отдельных итальянских композиторов на Баха, никогда не покидавшего Германию. С одной стороны, нам сыграли 4 и 5 Бранденбургские концерты, с другой - «Рождественский концерт» Корелли, два концерта Вивальди и концерт английского композитора Чарльза Авизона, созданного на основе клавесинных сонат Скарлатти.
Я успел на Авизона, Вивальди и 4 Брандернбургский концерт Баха, в котором солируют две флейты, и получил большое удовольствие. А затем последовали бисы, в которых ведение тем показалось менее аутентичным, чем в музыке Вивальди и Баха. Звук стал ближе к современному, отчего мастерство отдельных музыкантов оркестра стало еще более очевидным.
Интересна реакция зала. Никто не порывался аплодировать между частями. В промежутках между концертами аплодировали весьма умеренно. Но когда программа завершилась, началась овация и крики, крики... Я бы сказал, наша публика умеет иногда реагировать по-европейски.
Спасибо «Площади искусств» за неиссякающий интерес к старинной музыке. С момента превращения сентябрьского «Фестиваля старинной музыки» в обычный проходной цикл событий, ориентированный не на общегородской резонанс, а на тусу друзей и знакомых, только на «Площади искусств» и удается послушать первоклассные европейские коллективы, исполняющие музыку барокко.