23 декабря
Новая сцена Мариинского театра
Аида Гарифуллина, в былые годы исполнившая несколько партий Мариинского репертуара (я слышал только
Снегурочку в одноименной опере Римского-Корсакова), в этот раз замахнулась на гала-концерт в сопровождении Валерия Гергиева.
И все стало на свои места. Не слишком впечатлившую нас «Снегурочку» можно было списать на многочисленные минусы постановки и полное отсутствие ансамбля, партнерства, да и вообще актерского запала на сцене. Оказалось, дело все-таки в самой Гарифуллиной.
Она не плохая актриса. Она никакая, она попросту безэмоциональна. Каватина Нормы и ария Русалочки (Дворжака) звучат у нее одинаково пресно: это медленное и не всегда уверенное воспроизведение нот, не более. Сцена таяния Снегурочки абсолютно такова же, но к ней мы привыкли и больше не удивляемся. Снегурочка такая холодная, что и об объятиях любимого поет без энтузиазма. Зато девушку совсем не жалко, когда она тает, потому что ей самой это по барабану...
Когда же, не слишком побаловав нас оперными ариями, певица переходит к романсу («О дитя, под окошком твоим» Чайковского), музыкальной элегии («Элегия» Массне) и итальянским песням («L'aurora di bianco vestita...» Леонкавалло), происходит катастрофа. Потому что нельзя петь «Элегию» расслабленно-медитативно, и никакой эффектный жест в конце не поможет, если слова «pour toujours» не осмыслены исполнительницей. Это, типа, навсегда - ничто не повторится. Так же, как нельзя спокойно и вежливо пропевать восторженно-сумасшедшее:
Ove non sei la luce manca
Ove tu sei nasce l'amor
Тем более, что и качество вокала у Гарифуллиной оставляет желать лучшего. Есть певицы, которые могут столбом стоять на сцене и не слишком играть голосом, но все же вызывать своим пением дрожь в спине. Это не тот случай. В вальсе Джульетты (Гуно) певица не пропела и половины тех украшений, которые положено пропевать. В Casta diva свела колоратуру почти к неприличному минимуму. Более того, весь верх у певицы настолько носовой, что точность и красота теряются. Наконец (но тут дело вкуса), и тембр не слишком интересный. Из восходящих сопрано этого поколения безусловно предпочитаю Ольгу Перетятько - тем более, что она еще и петербурженка.
Наконец, все эти музыкальные тексты мы слышали много раз в исполнении по-настоящему выдающихся исполнителей. Если Аиде Гарифуллиной нечего добавить к уже существующим трактовкам, то и время наше зрительское тратить нет никакого смысла.
Тем более, что времени было потрачено совсем не мало. Концерт начался с опозданием на 45 минут. Антракт продолжался еще 45 минут. Понимаю тех, кто уходил с начала второго отделения (таких, впрочем, было немного). Когда планируешь воскресный вечер, а концерт должен начаться в 8, можно предполагать, что к 10 уже будешь свободен. Что же делать, если тебя в другом месте ждут?
Валерию Гергиеву такие фокусы публика давно прощает. Если раньше возмущалась и даже иногда свистела при выходе (помню и такое, давно хожу в театр - тем более, что В.А. далеко не сразу стал вести себя так), то сейчас уже давно смирилась. Но особенно обидно, когда после полуторачасового ожидания ты получаешь какое-то фейковое второе отделение.
Да, и совсем забыл добавить. Аида Гарифуллина - очень красивая девушка. А оба платья (особенно - во втором отделении) умопомрачительны.