30 марта
Мариинский театр
Балет "Баядерка" в рамках череды юбилейных спектаклей в честь 200-летия Петипа отдали не самым титулованным артистам.
Никия - Екатерина Чебыкина,
Гамзатти - Елена Евсеева,
Солор - Андрей Ермаков.
Главный интерес в этом составе представляла Екатерина Чебыкина, которую до этого я несколько раз видел в партиях второго ряда - последний раз
Повелительницей дриад в "Дон Кихоте", где она была очень хороша. Захотелось посмотреть ее в большом и очень сложном балете.
Насколько я понимаю, это уже не первая Никия в ее жизни. Первый акт она танцует очень убедительно, особенно дуэт у храма. Второй акт из рук вон плох - совершенно пустое адажио и ужасный, расхристанный танец с корзиной. И поразительно удачные "Тени" - полное попадание в образ, почти растворение в воздухе. И, если не обратить внимание на несколько существенных ошибок, очень хорошая техника. Если сравнивать с примами прошлых лет, то первая "Баядерка" Лопаткиной была чуть лучше, у Вишневой получалось существенно лучше (но "Тени" - ее выпускной спектакль), а вот первая "Баядерка" Захаровой была много хуже того, что мы видели вчера (Захарова к каждой новой роли очень долго привыкала). У Чебыкиной есть все, чтобы стать примой, однако ей нужно много и много работать. Во-первых, оставить киевский размах и рванье страстей, вылезшие в танце со змеей. Во-вторых, учиться искусству жеста и мимики: в сцене с Гамзатти ей существенно не хватает актерского мастерства. В-третьих, и с техникой не все в порядке: ампломб в "Тенях" весьма средний, вращения под шарфиком никуда не годятся (да и в дуэте с Солором вращения сбиваются), в стремительной диагонали финала сломала прямую линию и перестроилась ближе к концу. Но Чебыкина - настоящая балерина, именно из таких девушек получаются примы. Думаю, за два-три года все станет ясно: вырастет ли Екатерина в большую мировую звезду или навечно останется на вторых ролях, как, увы, бывало со многими. Мне кажется, она вырастет.
Вот о Елене Евсеевой ничего такого сказать нельзя. Собранно-деревянная, плохо гнущаяся, полутехничная. Пожалуй, в отличие от Чебыкиной, хороший апломб. В гран-па кое-что получается (прежде всего, хорошо странцована с Солором), но последнее фуэте губит все впечатление.
Андрей Ермаков танцует как-то лениво: один прыжок у него может быть хорош, но второй или третий никуда не годится. То же самое касается его двойных туров. Совершенно непонятно, почему он хронически не может выполнить элемент несколько раз подряд. Обычно, если у человека не получается, не получается все. И у Фаруха, если помните, в этой роли бывали ужасные двойные туры. Но целиком. Или целиком гениальные. А тут получается прилично, но только половина. Недоумение перерастает в злость, когда в вариации "Теней" Ермаков делает совсем не то, что должен сделать - да еще и с эдакой эффектностью: как придумал хореограф, я не умею, зато я вот так и еще вот эдак могу. Залу, разумеется, нравится. Но хочется спросить: а кто такой Андрей Ермаков, что ему позволяется изменить хореографию шедевра? Может, это Фарух Рузиматов? Но и Рузиматов таких фокусов себе не позволял, он усложнял хореографический текст, но танцевал, что положено. Мне кажется, балетная дирекция должна пресекать такие вещи. Все-таки у нас тут не частная лавочка, а один из главных балетных театров мира.
Закончу же ярким положительным впечатлением. Юбилейные спектакли Петипа принесли нам яркую и профессиональную тройку теней. Рената Шакирова, Екатерина Иванникова и Анастасия Лукина здорово исполнили три вариации последней картины балета. И втроем смотрелись слаженно и огранично.