Фестиваль Dance Open -2017

May 29, 2017 10:14

Сначала в целом. Похоже, фестиваль Dance Open прошел свой пик и медленно, но верно движется на спад. Если на подъеме он гордился демократизмом и атмосферой свободы, привлекая широчайший круг танцовщиков, среди которых были и весьма средние, и довольно яркие, и настоящие звезды, то теперь он сужает рамки, ограничиваясь определенными коллективами, даже в формате гала-концерта. Определенные коллективы подбираются согласно вкусам (далеко не безупречным - не помню ни одного фестиваля, чтобы обошлось без откровенной плесени) организаторов, а также, не исключаю, что теперь и по культурной разнорядке. Российские коллективы (в целом, хорошо нам известные) составляют в этой разнорядке процентов 60 программы.
Устоявшаяся уже в прошлые годы тенденция - приглашать кого подешевле - проявилась в этот раз тремя провинциальными (имею в виду исключительно балетную сторону явления) труппами: Варшава, Пермь (с балетом Алексея Мирошниченко), Екатеринбург - и одной Батшевой (Охад Наарин, конечно, большой хореограф, но смотреть его надо в исполнении американцев, у израильцев обычно не получается). Зачем посещать эти мероприятия, одному Богу известно. Однако в этот раз Dance Open не совсем поскупился и порадовал нас первоклассным гостем - программой NDT1. По-видимому, нидерландский коллектив забрал все деньги - и итоговый гала-концерт обошелся практически совсем без звезд.

21 апреля NDT-1 на сцене Александринского театра
Вечер открылся гениальным балетом Соль Леон и Пола Лайтфута "Дотянуться до звезд/Shoot the Moon". Органическое соединение видеоряда, сценической машинерии и сложных танцевальных движений создает завораживающий спектакль. Обычно использование видео в балетном спектакле губит танец сразу и бесповоротно. Так бывало даже у первоклассных хореографов современности - у Прельжокажа, например. Этот балет - невероятно удачное исключение. Природно-космический видеоряд (начинается все у моря, продолжается на лесной дороге, завершается где-то в космосе), создает яркие, осязаемые и при этом динамические декорации. Угловато-экспрессионистический танец вписан в спокойные природные видеокартины, как человеческая суета нашего мира вписана в космическое течение вечности. Сначала на сцене пара танцовщиков, но на видео есть еще кто-то, уходящий вдаль, потом к танцующей паре прибегает по дорожке ребенок и т.д. - сцена и виртуальный видеомир становятся взаимопроникающими, а сам мир - многогранным, привычно-непривычным и вариативным. В середине балета пара оказывается где-то среди звезд, и этот провал в астрал напоминает одновременно и озарения Андрея Белого, и фильмы Дэвида Линча (один из второстепенных астральных персонажей даже смахивает на танцующего карлика "Твин Пикса"). При этом сюжет не удален в запредельные философские дали, они очень чувственны и ностальгичны. Вся жизнь человека протекает перед нами, а в финале прокатывается через все пройденные этапы назад, к исходной точке. Тут приходит Откровение и завершается балет. Зал кричит от восторга.

Второй частью вечера стал не очень вразумительный опус Марко Гёрке "Тонкая кожа". Главный прикол этого балета нетанцевальный - тело артистов целиком покрыто татуировками (на поклонах выясняется, что это такие на них костюмы). Огромный шлейф одной из танцовщиц, выходящей из оркестровой ямы и медленно движущейся через сцену и накрывающий ее всю - еще один эффектный трюк. Но общего впечатления не остается.

В третьей части было показано еще одно сочинение Соль Леон и Пола Лайтфута "Немое пространство /Silent screen". Балет интересный, но чем-то похожий на гениальную Sehnsucht, которую NDT-1 привозил в Петербург в 2013 году. Перед нами вращающиеся комнаты (круг сцены разделен на несколько сегментов) - и зритель как бы переходит из одной в другую. В каждой из комнат свои герои и свои трагедии, некоторые истории, как и комнаты, сообщаются - переходят из одной в другую; задействованы окна, в которых иногда сидят, иногда через них переползают в соседние пространства, а иногда выбрасываются. Задействованы дверные проемы, стены и углы - не обошлось, разумеется и без повесившегося. Рисунок танца, как и в первом балете, экспрессивен и эксцентричен. Музыка Филипа Гласса создает нервное напряжение, ощущение последнего предела, рвущейся струны. Достойное завершение яркого вечера.

24 апреля. Гала-концерт на сцене Александринского театра
О нем особо сказать нечего. Мощное ощущение дежавю. Такие концерты мы видели уже лет пять подряд. Если бы не солисты Большого театра, гала совсем бы не получилось. Но и с ними - чувство балетного ширпотреба. Танцевал, так сказать, второй эшелон Большого - Евгения Образцова и Вячеслав Лопатин в "Венецианском карнавале" (аккуратность и расслабленность, без лишнего напряжения), неизменный Семен Чудин и Екатерина Крысанова в "Дочери фараона" (полное отсутствие у обоих мелкой техники, необходимой в этом балете), Нина Капцова и Денис Савин в танго "Золотого века" (эффектная хореография Григоровича исполнена попсовато). Все это было много раз, в том числе и на фестивале Dance Open. Но, пожалуй, раньше халтурность не так бросалась в глаза. Танцовщикам было с кем потягаться мастерством. Была премия, присуждавшаяся и по решению жюри, и по зрительским симпатиям (теперь премии нет, сэкономили, но жюри почему-то осталось. Совсем не ясно, что делает в зале Ханс ван Манен и другие великие. Вряд ли просто приехали посмотреть). Иностранные солисты, танцевавшие классику, не идут ни в какое сравнение с солистами Большого: достаточно упомянуть Йоланду Корреа и Осиэля Гунео, танцевавших в финале па-де-де из "Корсара". Она - простенько и совсем без вкуса, все его достоинства - умение медленно выполнять вращения. Пожалуй, ярче всех смотрелся единственный мариинский дуэт Виктория Терешкина - Тимур Аскеров, исполнивший Классическое па-да-де Обера в хореографии Гзовского, но и они не танцевали на пределе возможностей, а па-де-де это в их исполнении мы, вновь повторю, видели много раз.
Как часто бывает на гала Dance Open, на сцену вышел попсовый коллектив - на сей раз это было некое Malevo Malambo. По замыслу Екатерины Галановой, надо думать, это был степ. В реальности - это был стеб над тем, что называется танцем. Коллектив уровня дешевого ночного клуба, умеющий бить ногами в пол самым примитивным образом и создающий движуху одновременным битьем в барабаны, криками и характерными выходками поп-артистов. Никогда не мог понять, почему такие номера проходят под рев зала. Либо публика собралась совсем дикая, либо тон в этой публике задают глупые девушки разного возраста, приходящие на балет в год раз. С уверенностью не скажу. Не разобрался в этом социальном феномене.
Хоть как-то примирил с этим масштабным надувательством современный балет. Миниатюрная Мария Кочеткова очень интересна в роли Лолиты (балет "Swimmer"), Сара Рэйнольдс и Чак Джонс из NDT исполнили интересный номер Соль Леон и Пола Лайтфута, где вместо музыки звучит обычная речь (такие эксперименты этим хореографам свойственны), замечательная балерина Юань Юань Тан вместе с Давидом Карапетяном показала два номера: "Перезвоны" в хореографии Юрия Посохова и "Finding light" в хореографии Эдварда Льянга. Жаль, что оба хореографа недостаточно обыграли руки Тан, но и в этой хореографии балерина выглядит эффектно.
Одним словом, ощущение таково, что Dance Open уже не первый год больше занят продажей своей продукции, чем ее качеством. Особенно ощутим это поворот на гала-концерте. Подается он как главное событие фестиваля, блистанье мировых звезд и череда выдающихся номеров. На поверку же выходит грубо сбацанный поток типовых номеров, повторяющихся из года в год, и работа с ленцой артистов не самых выдающихся. По гамбурскому счету, не стоит гала и половины тех денег, за которые предлагаются билеты. Но раскрученные бренды оцениваются уже не по качеству.

Евгения Образцова, Мария Кочеткова, Вячеслав Лопатин, фестиваль балета, Тимур Аскеров, dance open, Нидерландский театр танца, Крысанова, Пол Лайтфут, Соль Леон, Терешкина

Previous post Next post
Up