Сначала в целом. Похоже, фестиваль Dance Open прошел свой пик и медленно, но верно движется на спад. Если на подъеме он гордился демократизмом и атмосферой свободы, привлекая широчайший круг танцовщиков, среди которых были и весьма средние, и довольно яркие, и настоящие звезды, то теперь он сужает рамки, ограничиваясь определенными коллективами, даже в формате гала-концерта. Определенные коллективы подбираются согласно вкусам (далеко не безупречным - не помню ни одного фестиваля, чтобы обошлось без откровенной плесени) организаторов, а также, не исключаю, что теперь и по культурной разнорядке. Российские коллективы (в целом, хорошо нам известные) составляют в этой разнорядке процентов 60 программы.
Устоявшаяся уже в прошлые годы тенденция - приглашать кого подешевле - проявилась в этот раз тремя провинциальными (имею в виду исключительно балетную сторону явления) труппами: Варшава, Пермь (с балетом Алексея Мирошниченко), Екатеринбург - и одной Батшевой (Охад Наарин, конечно, большой хореограф, но смотреть его надо в исполнении американцев, у израильцев обычно не получается). Зачем посещать эти мероприятия, одному Богу известно. Однако в этот раз Dance Open не совсем поскупился и порадовал нас первоклассным гостем - программой NDT1. По-видимому, нидерландский коллектив забрал все деньги - и итоговый гала-концерт обошелся практически совсем без звезд.
21 апреля NDT-1 на сцене Александринского театра
Вечер открылся гениальным балетом Соль Леон и Пола Лайтфута "Дотянуться до звезд/Shoot the Moon". Органическое соединение видеоряда, сценической машинерии и сложных танцевальных движений создает завораживающий спектакль. Обычно использование видео в балетном спектакле губит танец сразу и бесповоротно. Так бывало даже у первоклассных хореографов современности - у Прельжокажа, например. Этот балет - невероятно удачное исключение. Природно-космический видеоряд (начинается все у моря, продолжается на лесной дороге, завершается где-то в космосе), создает яркие, осязаемые и при этом динамические декорации. Угловато-экспрессионистический танец вписан в спокойные природные видеокартины, как человеческая суета нашего мира вписана в космическое течение вечности. Сначала на сцене пара танцовщиков, но на видео есть еще кто-то, уходящий вдаль, потом к танцующей паре прибегает по дорожке ребенок и т.д. - сцена и виртуальный видеомир становятся взаимопроникающими, а сам мир - многогранным, привычно-непривычным и вариативным. В середине балета пара оказывается где-то среди звезд, и этот провал в астрал напоминает одновременно и озарения Андрея Белого, и фильмы Дэвида Линча (один из второстепенных астральных персонажей даже смахивает на танцующего карлика "Твин Пикса"). При этом сюжет не удален в запредельные философские дали, они очень чувственны и ностальгичны. Вся жизнь человека протекает перед нами, а в финале прокатывается через все пройденные этапы назад, к исходной точке. Тут приходит Откровение и завершается балет. Зал кричит от восторга.
Второй частью вечера стал не очень вразумительный опус Марко Гёрке "Тонкая кожа". Главный прикол этого балета нетанцевальный - тело артистов целиком покрыто татуировками (на поклонах выясняется, что это такие на них костюмы). Огромный шлейф одной из танцовщиц, выходящей из оркестровой ямы и медленно движущейся через сцену и накрывающий ее всю - еще один эффектный трюк. Но общего впечатления не остается.
В третьей части было показано еще одно сочинение Соль Леон и Пола Лайтфута "Немое пространство /Silent screen". Балет интересный, но чем-то похожий на гениальную Sehnsucht, которую NDT-1 привозил
в Петербург в 2013 году. Перед нами вращающиеся комнаты (круг сцены разделен на несколько сегментов) - и зритель как бы переходит из одной в другую. В каждой из комнат свои герои и свои трагедии, некоторые истории, как и комнаты, сообщаются - переходят из одной в другую; задействованы окна, в которых иногда сидят, иногда через них переползают в соседние пространства, а иногда выбрасываются. Задействованы дверные проемы, стены и углы - не обошлось, разумеется и без повесившегося. Рисунок танца, как и в первом балете, экспрессивен и эксцентричен. Музыка Филипа Гласса создает нервное напряжение, ощущение последнего предела, рвущейся струны. Достойное завершение яркого вечера.
24 апреля. Гала-концерт на сцене Александринского театра
О нем особо сказать нечего. Мощное ощущение дежавю. Такие концерты мы видели уже лет пять подряд. Если бы не солисты Большого театра, гала совсем бы не получилось. Но и с ними - чувство балетного ширпотреба. Танцевал, так сказать, второй эшелон Большого - Евгения Образцова и Вячеслав Лопатин в "Венецианском карнавале" (аккуратность и расслабленность, без лишнего напряжения), неизменный Семен Чудин и Екатерина Крысанова в "Дочери фараона" (полное отсутствие у обоих мелкой техники, необходимой в этом балете), Нина Капцова и Денис Савин в танго "Золотого века" (эффектная хореография Григоровича исполнена попсовато). Все это было много раз, в том числе и на фестивале Dance Open. Но, пожалуй, раньше халтурность не так бросалась в глаза. Танцовщикам было с кем потягаться мастерством. Была премия, присуждавшаяся и по решению жюри, и по зрительским симпатиям (теперь премии нет, сэкономили, но жюри почему-то осталось. Совсем не ясно, что делает в зале Ханс ван Манен и другие великие. Вряд ли просто приехали посмотреть). Иностранные солисты, танцевавшие классику, не идут ни в какое сравнение с солистами Большого: достаточно упомянуть Йоланду Корреа и Осиэля Гунео, танцевавших в финале па-де-де из "Корсара". Она - простенько и совсем без вкуса, все его достоинства - умение медленно выполнять вращения. Пожалуй, ярче всех смотрелся единственный мариинский дуэт Виктория Терешкина - Тимур Аскеров, исполнивший Классическое па-да-де Обера в хореографии Гзовского, но и они не танцевали на пределе возможностей, а па-де-де это в их исполнении мы, вновь повторю, видели много раз.
Как часто бывает на гала Dance Open, на сцену вышел попсовый коллектив - на сей раз это было некое Malevo Malambo. По замыслу Екатерины Галановой, надо думать, это был степ. В реальности - это был стеб над тем, что называется танцем. Коллектив уровня дешевого ночного клуба, умеющий бить ногами в пол самым примитивным образом и создающий движуху одновременным битьем в барабаны, криками и характерными выходками поп-артистов. Никогда не мог понять, почему такие номера проходят под рев зала. Либо публика собралась совсем дикая, либо тон в этой публике задают глупые девушки разного возраста, приходящие на балет в год раз. С уверенностью не скажу. Не разобрался в этом социальном феномене.
Хоть как-то примирил с этим масштабным надувательством современный балет. Миниатюрная Мария Кочеткова очень интересна в роли Лолиты (балет "Swimmer"), Сара Рэйнольдс и Чак Джонс из NDT исполнили интересный номер Соль Леон и Пола Лайтфута, где вместо музыки звучит обычная речь (такие эксперименты этим хореографам свойственны), замечательная балерина Юань Юань Тан вместе с Давидом Карапетяном показала два номера: "Перезвоны" в хореографии Юрия Посохова и "Finding light" в хореографии Эдварда Льянга. Жаль, что оба хореографа недостаточно обыграли руки Тан, но и в этой хореографии балерина выглядит эффектно.
Одним словом, ощущение таково, что Dance Open уже не первый год больше занят продажей своей продукции, чем ее качеством. Особенно ощутим это поворот на гала-концерте. Подается он как главное событие фестиваля, блистанье мировых звезд и череда выдающихся номеров. На поверку же выходит грубо сбацанный поток типовых номеров, повторяющихся из года в год, и работа с ленцой артистов не самых выдающихся. По гамбурскому счету, не стоит гала и половины тех денег, за которые предлагаются билеты. Но раскрученные бренды оцениваются уже не по качеству.