May 18, 2017 01:32
9 апреля
Новая сцена Мариинского театра
Прошу прощения за сильный out of date, но так много дел по работе, что писать сразу совершенно не успеваю. Хорошо, что успеваю еще смотреть и слушать. Надеюсь, что цейтнот продлится недолго. Впрочем, если честно, как и многие мои знакомые, люблю цейтноты.
Завершающий фестиваль гала-концерт давно стал событием статусным, но пустоватым. И в этот раз, с формальный точки зрения, все было вроде бы соблюдено. Первым отделением - премьера небольшого современного балета ("Кот на дереве", хореография Антона Пимонова). Вторым - дивертисмент с участием звезд. Третьим отделением - эффектный одноактный, но мощный балет, как бы созданный для звездного гала - баланчинская "Симфония до мажор". Можно, конечно, вспомнить, что в лучшие годы фестиваля гала состоял иногда из пяти отделений и заканчивался ближе к полуночи, но в целом формально гала был гала. Случались фестивали, когда гала и с формальной точки зрения не годился.
Но по сути - вечер балета напоминал родной междусобойчик. Антон Пимонов, конечно, не Юрий Смекалов, профессиональнее, но и не Уэйн Макгрегор. Трудно воспринять его новый балет как прорыв в неведомое, но и откровенной банальностью его тоже не назовешь. Балет приличный, но проходной. Хореографических открытий в нем нет, но, слава Богу, в отличие от творений Юрия Смекалова, способного с легкостью сочинить серию кошачьих вариаций, в нем нет ни дерева, ни кота. А есть эффектная партия для Виктории Терешкиной, демонстрирующей абсолютные плюсы индивидуальной техники и хорошие руки, есть ко многому не обязывающая партия для Екатерины Кондауровой и даже нынешние премьеры Мариинки смотрятся в этом балете внушительно.
В дивертисменте вышло на сцену умеренное, но вполне достаточное количество иностранных звезд. Участвовали и все остальные звезды Мариинского театра, кто не был занят у Пимонова. Однако с Даниэлем Камарго нам было уже все ясно за два дня до этого (см. "Дон Кихот"): Актеон у него вышел еще менее убедительно, чем Базиль. Сезар Корралес из Английского королевского балета, в этот раз танцевавший па-де-де из "Дон Кихота", обладает хорошими вращениями, но не такими мощными и зажигательными, как когда-то были у Андрея Баталова. И только Люсия Лакарра (закончившая свои выступления в классике в прошлом сезоне и пошедшая проторенной Гиллем дорогой великих пенсионерок - к британскому хореографу Расселу Малифанту) вместе со своим давним партнером Марлоном Дино по-настоящему удивила. Во-первых, сохранением и харизмы и гибкости (про руки не говорю - они всегда выше всяких похвал). Во-вторых, умением танцевать эту педантично-головную хореографию. Если в программе "Push" Малифанту удалось совершенно уничтожить гениальную Сильви (она смотрелась во всех трех балетах как заурядная пенсионерка), то Лакарра и Дино как-то оживили собственной кровью скопческую, головную, неживую мысль Малифанта. Номер "Поворот по спирали", который они показали вторым в дивертисменте, был по-настоящему достоин большого фестиваля. Хореография Малифанта обрела новую жизнь за счет излучаемой далеко за пределы зала энергии артистов.
Наши в дивертисменте возобновили, в основном, то, что всем нам давно знакомо. "Тарантеллу" в исполнении Матвиенок мы видели неоднократно, и с каждым новым исполнением не меняется абсолютно ничего: Денис выдает такую запредельную пошлятину в классическом танце, что Анастасия смотрится почти эталоном вкуса. Надо, впрочем, отдать Анастасии Матвиенко должное: она неплохая балерина, независимо от поведения Дениса. Рената Шакирова в незнакомом па-де-де Дианы незнакомой ей хореографии Вагановой - выпускница, которая всего боится. По-видимому, вся Шакирова - это ее репетитор, который не все успевает пройти с подопечной. Надежда Батоева в партии Китри гораздо увереннее и техничнее, но настоящей, разудало-нежной Китри у нее как не было, так и нет. И, наконец, к номеру современной хореографии Гаретта Смита в исполнении Екатерины Осмолкиной и ряда других можно было бы отнестись серьезно, если бы не "Поворот по спирали". Таким образом, дивертисмент был, но в памяти остались только мощные плечи Дино и гибкое тело Лакарры.
Что же касается "Симфонии до мажор", то нынешний состав Мариинской труппы сильно уступает концу девяностых годов, когда этот балет был поставлен в Мариинке. Давно не танцуют в нем ни Лопаткина, ни Вишнева, ни Думченко (которая вообще уже не танцует). Нет ни техники, ни задора, ни свежести. Нужен Мариинскому балету новый толчок, новый вызов...
Кондаурова,
Лакарра,
Осмолкина,
фестиваль балета,
мариинка,
Терешкина,
Мариинский