May 30, 2017 12:48
24 мая
Новая сцена Мариинского театра
Третий премьерный спектакль (первый - 17 марта)
Похоже, Валерий Гергиев и Мариинский театр начали новый проект, связанный с постановкой не самых известных в России итальянских опер. Весенняя премьера "Сицилийской вечерни" и ожидающая нас в июне премьера "Адрианы Лекуврёр" позволяет говорить о некой тенденции. Многообразие дирижерских интересов Валерия Гергиева создает мощный просветительский посыл, позволяя широкому слушателю ознакомиться с малоизвестными музыкальными текстами.
Режиссер-постановщик Арно Бернар, знакомый петербургским меломанам по "Иудейке" и "Богеме" в Михайловском театре, перевел все действие оперы (в оригинальном либретто дело происходит на Сицилии в XIII веке, а историческая легенда - как часто в операх Верди - призывает к борьбе за свободу Италии) в голливудский план, соединив "Однажды в Америке" с "Крестным отцом" и многими другими фильмами об итальянской мафии времен сухого закона. В отличие от провальной "Богемы", кинематографический поворот темы, в принципе, получился. Принципиальное желание одной группы персонажей перебить другую группу персонажей для опер Верди характерно, так что легкое изменение мотива убийства проходит почти безболезненно. Более того, в результате получается метатекст, поскольку время от времени, слушая слова или читая титры, мы все же возвращаемся к изначальному сюжету. Один пласт значений накладывается на другой, сицилийские повстанцы оказываются благородными бандитами, которым никак не укротить жажду убийства, а французские оккупанты - жесткой полицейской силой.
Валерий Гергиев, как обычно в последние годы, хорошо поработал с оркестром, благодаря чему музыкальный текст звучит ярко и насыщенно. Добавляя силы звука в тех местах, где певцы не справляются, и убавляя ее там, где в вокальном плане все хорошо, дирижер достигает нужного эффекта.
Состав исполнителей в этот раз, на мой вкус, был оптимальным. Тон всему спектаклю (даже там, где он только стоит на сцене и поет в общих сценах, не говоря о дуэтах, трио и квартетах) задает Ильдар Абдразаков (Джованни да Прочида), исполняющий басовую партию безупречно и актерски-насыщенно. Его цветущий вид легко соединяет крестного отца мафии, как это принято показывать в Голливуде, с просвещенным руководителем партийного подполья, каким представляют его советские фильмы про подготовку революции. Владислав Сулимский (его противник Монфор) несколько теряется вблизи Абдразакова, но вновь, как и в "Симоне Бокканегра", поет очень хорошо. И играет замечательно: ему удается и жестокий тиран, и наглый от безнаказанности полицейский, и обретший сына отец. Что касается Ирины Чуриловой (Елена) и Миграна Агаджаняна (Арриго), то, наверное, это лучший выбор певцов из имеющихся в наличии. Думаю, что Мария Гулегина, певшая премьеру, в нынешней ее форме не так удачно попала в тон, как Чурилова. У Ирины Чуриловой красивая и мощная середина, а также неплохая колоратура. В массовых сценах и под прикрытием других певцов она вполне на своем месте. Из сольных номеров лучше всего ей далась свадебная сицилиана из пятого акта. Каватина о корабле прозвучала как-то незаметно (большее впечатление произвела режиссура самой сцены и хор), хуже всего вышел большой дуэт с Арриго в четвертом акте, ибо там много высоких нот, а высокие ноты у Чуриловой провальны. Но в целом Чурилова производит хорошее впечатление. Мигран Агаджанян - это еще больший компромисс, но в большинстве сцен (не будем говорить об ариях) он поет на среднем европейском уровне. Правда, обычные европейские тенора собираются к арии и исполняют ее (их) много лучше, чем все остальное. Но, по крайней мере, в отличие от прочих мариинских теноров, используемых в итальянской опере, Агаджанян поет громко и уверенно, с нужными акцентами, в ноты и, кроме того, обладает настоящим итальянским тембром. Все вместе солисты, включая квартет, звучали очень хорошо (к слову, 23 июня опера будет дана с тем же составом исполнителей - советую).
Главным минусом были артисты второго плана. Например, после великолепно исполненной арии да Прочида разговаривает с заговорщиками. Заговорщики должны создавать эффектный фон басу. Фон был скорее шумовой. И сам бас, который должен рокотать на низком дружеском фоне, затерялся. Таких моментов отметил несколько. Ну и в очередной раз сэкономили на хореографе. Всю балетную сцену зал усиленно борется со скукой. В то время как в спектаклях такого рода ("Фаусте", прежде всего - правда, не нынешнем - или "Иване Сусанине/Жизни за царя") средний зритель, напротив, оживляется на танцевальной части.
Культуртрегерское значение нового спектакля велико, поскольку звучит не просто малознакомая зрителю музыка. Она звучит в настоящем, мирового уровня исполнении. Вот подождем еще в этом спектакле Татьяну Сержан и какого-нибудь хорошего вердиевского тенора, вроде Брайана Химеля.
премьера,
Верди,
Сулимский,
Абдразаков,
Ирина Чурилова,
мариинка,
Мариинский театр,
Гергиев