Январь в Ла Скала. "Дон Карлос" и филармонический оркестр

Feb 24, 2017 17:39

22 января
Teatro alla Scala (Милан)

После Мути отправился слушать единственный, по сути, оперный спектакль, который театр давал в январе - "Дон Карлос". К сожалению, Ла Скала работает не так, как, например, Ковент Гарден. Там за неделю можно иногда послушать три оперы. И тем более не так, как Венская опера или Мариинский театр, в которых самые разные спектакли идут друг за другом. Почти весь январь - несколько раз "Дон Карлос" и макмиллановская "Ромео и Джульетта" (которой мне и вообще даром не надо, а в исполнении труппы Ла Скала - тем более).

"Дон Карлос", впрочем, весьма и весьма интересный. Постановка Петера Штайна - как у него почти всегда в последнее время, реалистично-минималистичная. Костюмы исторические, минимум декораций, пустая сцена, все внимание на актеров, кажущихся на фоне белых пространств живыми метафорами. Дирижировал Мунг-Вун-Чунг - как и во время московских гастролей, дирижировал умно, тонко и предельно тихо, позволяя всем показать себя. Из главных звезд - Красимира Стоянова в роли Елизаветы Валуа и Франческо Мели в роли инфанта Карлоса. Далее: Симоне Пьяццола в роли маркиза Позы, Беатрис Уриа-Монзон в роли прицессы Эболи (первоначально была заявлена Екатерина Семенчук) и бессменный Ферруччо Фурланетто в роли короля Филиппа. Стоянова в партии королевы понравилась почти всем: ее не слишком большой голос хорошо слышен благодаря интеллигентной манере дирижера, верхние ноты и украшения поются ровно и со вкусом, интонации и движения полны достоинства, она идеально спета с Мели в дуэтах. Франческо Мели, в свою очередь, продолжает петь не для него написанные партии. Как и в "Трубадуре", которого я слушал летом в Англии, он невероятно красив в лирических частях роли, но совершенно пропадает в героических. Дуэт с Елизаветой из первого действия звучит очень хорошо, а в следующем дуэте - Карлос говорит о любви Елизавете, уже ставшей королевой - просто завораживающе. Зато в сцене на соборной площади Карлоса как будто нет. Смазанными оказываются и последние сцены - в темнице с убийством Родриго и финал, когда император Карл Великий утаскивает инфанта в свою гробницу (таково решение этой сцены Штайном - простое и грандиозное). Симоне Пьяццола умудряется испортить даже такую партию, как Родриго - не просто отсутствием харизмы, этого у него нет всегда, но неумением интонировать, как надо. Уриа-Монзон же не всегда справляется с партией Эболи, сильно кричит вверху - пришлось пожалеть об отсутствии Семенчук. Ферруччо Фурланетто, в свою очередь, ведет партию исключительно на актерском таланте: вокала у знаменитого баса не осталось. Великого инквизитора ему подобрали соответствующего - еще менее сохранившего вокал Эрика Хальварсона. На этом фоне (после арии Филиппа, а потом сцены с Инквизитором) Симоне Пьяццола начинает казаться интересной находкой.
Хор и оркестр великолепны, поэтому, несмотря ни на что, слушаешь с удовольствием. Особенно начало, когда в основном звучат сопрано и тенор. На второй половине пятичасового спектакля несколько устаешь. Но на последней сцене, где опять - большая ария в исполнении Стояновой, вновь ощущаешь, что жизнь и оперный спектакль - череда компромиссов, а нынешний компромисс не так уже и плох.

23 января
Filarmonica della Scala

Филармонический оркестр Ла Скала, начавший на следующий день очередную программу (во многих мировых оркестрах, включая Берлинский филармонический, программа исполняется три дня подряд), доставил много приятных минут. Зубин Мета дирижировал австрийской музыкой тонко и умно. Сначала прозвучала 96 симфония Гайдна "Чудо", затем Шесть пьес для большого оркестра Антона Веберна. Гайдн в исполнении Ла Скала по-настоящему хорош: после размытого звука Чикагского оркестра Филармония Ла Скала демонстрирует такой насыщенный звук у струнных, что наслаждаешься с первых звуков. Темы четко прочерчены и звучат, что характерно, аутентично. Подробностей вспомнить уже не могу, давно дело было, но исключительно понравилось. На Веберна вышел весь оркестр, соседи-итальянцы начали его фотографировать. Но когда началось исполнение, выяснилось: широкий итальянский слушатель реагирует на музыку Веберна так же, как широкий российский. За темами не следит, обводит глазами зал, слегка улыбается и воспринимает происходящее как прикол. Во втором отделении звучала 9 симфония Шуберта (до мажорная, Большая). И тут исполнение понравилось какой-то умной простотой. Пожалуй, с точки зрения туриста-меломана, программа филармонического оркестра Ла Скала была лучшим событием недели.

Зубин Мета, Франческо Мели, Симоне Пьяцолла, Ферруччо Фурланетто, Ла Скала, Петер Штайн

Previous post Next post
Up