17 сентября. Верные друзья (Пекинский народный художественный театр)
24 сентября. Скупой (Национальный театр Габима, Израиль)
Фестиваль "Александринский" все эти годы остается загадкой даже на уровне формирования афиши. Почему приезжают одни театры - и никогда не приезжают другие? В чем идея каждого конкретного фестиваля? Почему иногда появляются в программе танцевальные спектакли? Как понять, какие спектакли представляют реальный интерес, а какие введены в программу "для галочки"?
С уверенностью можно сказать лишь одно: танцевальные предпочтения г-на Фокина и иже с ним весьма примитивны. За всю историю фестиваля был представлен лишь один стоящий балет - "Белоснежка" Прельжокажа. Но и с этим (т.е. насколько этот балет стоящий) многие поспорят.
С драмой же бывает совершенно по-разному. Бывают спектакли по-настоящему яркие, бывают невероятно блеклые. Собственно, таков же на сегодня репертуар Александринки. Да и сами спектакли Фокина можно разделить на эти две группы.
Оба названных выше спектакля из первой половины фестиваля - добротная банальность. "Верные друзья" напоминают о традиционном советском театре, когда напряженной актерской игрой не без успеха пытались заменить отсутствие драматургии. Это при том, что Пекинский народный художественный театр способен показывать совершенно другие спектакли: на "Балтийском доме"-2014 этот же театр произвел сильнейшее впечатление спектаклем "
Наш Цзин Кэ"
Настолько же банален Гарпагон из Израиля. Единственная фишка заключается в том, что еврейский театр играет в России пьесу про скупость. Все остальное весьма традиционно и привычно. Такой театр есть везде - от Владивостока до Марселя. Приличный провинциальный театр, добротно использующий трюки многолетней давности. Герои передвигаются по сцене чаплинскими шажками под музыку, напоминающую того же Чаплина. Сценическое движение живое, но типовое. Ездящие по сцене двери - единственная скупая декорация - видены много раз. Герои классицистически-плоские, но пытающиеся изображать характер (так ставили Мольера еще 150 лет назад). Весь фокус на Гарпагоне, но артист Яков Коэн играет Гарпагона под Луи де Фюнеса, масса скопированных ужимок. Все отличие в том, что Коэн может делать стойку на руках (трюк из репертуара преподающих режиссеров, не отличающих учебный спектакль от нормального), а Фюнес нет.
Остается один простой вопрос организаторам фестиваля: почему Петербургу следовало познакомиться с двумя этими спектаклями? Зачем, о боже мой?