Sep 30, 2016 13:07
15 сентября
Большой театр, Москва
Филармонический оркестр Ла Скала исполнил в рамках гастролей концертную программу, состоявшую из произведений трех итальянских композиторов: Луиджи Керубини в первом отделении и Джузеппе Верди плюс немного Россини во втором. Дирижировал Риккардо Шайи.
Вначале исполнили большую концертную увертюру соль мажор Керубини. Увертюра, действительно, большая, но какая-то невразумительная. Последовавшая за ней симфония ре мажор не сильно отличалась от увертюры. Интересней она была, пожалуй, лишь в том, что Шайи сумел показать отдельные изыски Керубини в строении музыкальных фраз. Но в целом, так и осталось загадкой, почему этот композитор нравился Верди.
Второе отделение вышло много живее. Танцевальная музыка Верди (балет "Времена года") к опере "Сицилийская вечерня" - это именно то, что нужно слушать в исполнении филармонического оркестра Ла Скала. Нельзя сказать, что это глубокая музыка, но это музыка интересная. С одной стороны, мелодизм, который в музыке Верди сомнений не вызывает. С другой стороны, музыкальные виньетки и узоры, по-видимому, отсылающие к традициям Керубини. Наконец, танцевальная энергетика и драйв. Зал оживился на "Временах года".
Финалом заявленной программы стала россиниевская увертюра к опере "Вильгельм Телль". Если в Керубини-Верди высочайший профессионализм демонстрировала вся группа деревянных духовых, то тут мы оценили виолончель. Оркестр Ла Скала - очень высокого уровня, все группы инструментов хороши, сведены идеально. Пожалуй, нет у Скала громового объемного звука, которым славятся немецкие оркестры, но у итальянцев его никогда нет. Итальянский оркестр певуч и просветлен. Еще раз захотелось передать привет тем критикам, которые слышат "технические ляпы" Скала. Когда оркестр Большого театра будет играть так - причем такую непрограммную, не драматическую, не игровую музыку, в которой музыкальный непрофессионализм не заменить ничем - я вам поверю.
Единственный бис - увертюра к "Сицилийской вечерне" - стал логическим завершением программы. Все-таки Риккардо Шайи - очень умный и очень талантливый дирижер. Жаль, что московская публика не слушала его программ романтической музыки и вообще симфоний в его исполнении. Она бы в очередной раз поняла, какой он всякий раз разный.
Россини,
Большой театр,
Верди,
Риккардо Шайи,
гастроли,
Ла Скала,
филармонический оркестр