Московские гастроли Ла Скала

Sep 18, 2016 10:00

10-16 сентября
Москва, Большой театр

Гастроли театра Ла Скала 2016 года и в прессе и в кулуарах хором признали неудачными. Попробуем разобраться в причинах.
Во-первых, на моей памяти (начиная с 1989 года) так всякий раз говорят о новом визите Скала в Москву - Петербург Скала не балует (в 1989 году, почти месяц выступая в Москве, театр приехал в Питер на один день. И с тех в северную столицу не жаловал). Каждый раз говорят о том, что в прошлый раз и репертуар был лучше, и солисты - настоящие, а не фейковые, да и вообще погода лучше была. В 1989 году я по молодости людям верил, что солистов-то к нам и не привезли. А вот сейчас с удовольствием бы послушал "Адриенну Лекуврер" с Френи и Джакомини образца 89 года.

Во-вторых, для советского человека визит Ла Скала был откровением. Ибо Ла Скала был из другой жизни - настоящей музыкальной Италией, настоящим мировым уровнем, живой легендой, в отличие от наших - добротных подделок под Италию. Сегодняшний московский меломан, слава богу, регулярно летает в Милан и знаком с репертуаром Ла Скала не понаслышке. Более того, сегодняшний меломан знает, что итальянскую оперу лучше слушать не в Италии, а в Англии или Соединенных Штатах. А уж если в Италии - то не в Милане, а в Риме, поскольку Римская опера финансируется лучше других оперных театров Италии. Ла Скала для России больше не легенда, а один из европейских "оперных домов".

В-третьих, финансирование оперы в Италии действительно оставляет желать лучшего. Наверное, с этим связан и главный (изначальный) прокол этих гастролей - неудачный подбор вокалистов. Настоящая суперзвезда итальянской оперы, но годов этак семидесятых-восьмидесятых, Лео Нуччи в качестве Симона Бокканегры - это не от хорошей жизни. Везти такой спектакль в Москву имело бы смысл лишь в том случае, если бы хотелось прочертить "связь времен". Но Москва по Нуччи никогда не фанатела (лично мне пришлось объяснять соседям - не случайным посетителям Большого, - кто такой Лео Нуччи), поэтому восприняла его совершенно без пиетета, подробно проанализировав все минусы: грамотная интонация, полное отсутствие голоса. А партия-то большая. А партия-то центральная. То же самое недоразумение - сопрано в "Реквиеме" Верди. Мария Хосе Сири много поет и в Италии и по миру, голос у нее мощный, но совсем не драматический, совсем не красивый, к чему добавляется и очень плохая школа. Он очень к месту звучал в михайловской "Иудейке" рядом с блеющими интонациями Нила Шикоффа, но в вердиевском "Реквиеме" с таким голосом делать нечего. Здесь нужно умное, красивое и трагическое сопрано, а не типовой голос из "оперы для всех". То же можно сказать и о солистах второго плана - Симоне Пьяцолла (Паоло в "Симоне") и Михаиле Петренко (Фиеско в той же опере), голосов которых откровенно не хватает для большой оперы Верди. Особенно забавно было слушать дуэты Симона и Фиеско, когда оба певца местами не попадали в ноты: Нуччи потому, что уже не может, Петренко потому, что не мог никогда. Отбор певцов, ставший во многом случайным, определяет в звучании Ла Скала много, очень много.

Хорошо, что хоть с дирижерами, с оркестром и хором пока все в порядке. Нынешний главный дирижер Скала Риккардо Шайи - дирижер большой и настоящий. Может быть, более симфонический, чем оперный, но опере тоже нужны симфонические дирижеры. Он, конечно, не Риккардо Мути, но дирижеров уровня Мути в мире, может, еще два-три человека. Мунг-Вун Чунг - серьезный мастер с хорошим послужным списком. Немного педантичный, не совсем итальянский, но профессиональный. Оркестр Ла Скала очень хорош. Мне очень нравится, как московские журналисты с видом знатоков указывают на технические помарки в оркестре. Мой менее искушенный слух помарок в оркестре не заметил. Красотища необыкновенная, даже в подыгрыше во время арий - и много тоньше, скажем, чем Maggio Musicale Fiorentino, исполнившего "Аиду" в марте на фестивале Ростроповича. Очень бы хотелось, чтобы московские журналисты так же подробно разбирали технику московских оркестров. Чтобы уж с одним критерием ко всем.
Гастроли Ла Скала, прежде всего, объяснили нам, что такое современная опера Италии. Она по-прежнему хороша и вдохновляет, несмотря на ощутимый культурно-финансовых кризис, переживаемый сейчас не столько Европой, сколько именно Италией. Не нашему, впрочем, кризису чета.

Большой театр, Ла Скала

Previous post Next post
Up