Sep 17, 2016 12:20
11 сентября (премьера 10 сентября)
Александринский театр
Фестиваль "Александринский"
Фестиваль "Александринский" открылся большой премьерой. Аттила Виднянский, известный венгерский режиссер, который ранее привозил на фестиваль свои работы, поставил на большой сцене "Преступление и наказание".
Если целевая аудитория этого спектакля - петербургские школьники, то это, безусловно, очень полезная премьера - перефразируя Владимира Ильича. Инсценировка (автор которой неизвестен - скрывается за обычной формулой Александринки "спектакль такого-то" и далее следует фамилия режиссера) представляет собой подробное и очень грамотное переложение романа. Таким образом, если заставить школьников досидеть до конца, с произведением Достоевского они неплохо ознакомятся.
Если целевая аудитория спектакля - интеллигентные пенсионеры (помнящие роман в целом и внимательно просматривающие все экранизации по принципу "похож - не похож"), то спектакль, скорее всего, не слишком удовлетворит их изысканный вкус. Спектакль экранизациям проигрывает - там костюмы интереснее и городские пейзажи красивые. Не понравятся пенсионерам и раздавленные арбузы (слишком грязно становится на сцене уже к середине первого действия), а также обилие крови и разложенные трупы двух женщин.
Если же целевая аудитория - обычный российский зритель, то он не привык смотреть так долго, так муторно и так вдумчиво (только первая часть спектакля, до перерыва продолжается 2,5 часа). Текст Достоевского местами подправлен, но его сохранилось слишком много. Идеи, в целом, переданы верно. Обычное театральное "выпрямление" персонажей не спасает: из интеллектуального конформиста и тирана-неудачника Лужина сделали карикатуру, из философа греха Свидригайлова, ставящего многочисленные эксперименты на собственной душе - самовлюбленного (у Лысенкова по-другому не получается) франта. Из Разумихина (тут "выпрямление" отчасти оправдано - этот персонаж Достоевского характером не обладает) доброго придурка, из Дуни - уж совсем полную дуру (а это совсем не справедливо). Даже при таком выпрямлении идеи на сцене бурлят, перехлестывают через край и утомляют обычного российского зрителя, приходящего в театр весело провести время. Для этого, верно, придуманы некоторые приколы. Мармеладов (Паршин) - очень стильный бомж, хоть сейчас переноси его в современный российский сериал "Чиновники тоже плачут". Лебезятников в плаще и старом советском петушке - пародия на несогласного, ищущего последней и окончательной правды. Следователь Порфирий Петрович (Виталий Коваленко играет, наверное, интереснее всех) и вообще приколист, сумасшедший меломан, создатель перформансов (пожалуй, именно Порфирий Петрович решен Виднянским интереснее всего). Но эти мелочи остаются случайными и единовременными. Совершенно непонятно, почему ряд персонажей перенесли в наш постсовок, а ряд оставили в середине девятнадцатого века.
Эта непоследовательность сценариста и режиссера проступает и в самом сценическом действе. Первые полчаса - самые интересные в первой части. Играют на всем пространстве большой сцены Александринки, одновременно развивая несколько сюжетов: Мармеладов декламирует о пьяненьких, Раскольников вынашивает идею, Петербург Сенной площади живет своей жизнью. Поначалу даже думаешь, что наконец нашелся режиссер, способный перенести бахтинский диалогизм на театральные подмостки. Но проходит время, Раскольников убивает старуху и Лизавету, и многослойность пропадает, история становится линейной, традиция в худшем смысле слова подчиняет себе спектакль. Кстати, Раскольников (Александр Поламишев) - как и во всех экранизациях, начиная с выпученных глаз Георгия Тараторкина - самый невразумительный, неинтересный персонаж
К перерыву становится скучно: тому, кто помнит роман, смотреть этот спектакль не для чего. Это очень добротная инсценировка романа, не более того. Постановщики не привнесли в текст Достоевского никакой интерпретации, они его грамотно прочитали и честно изобразили. На фоне появившейся в Балтийском доме "Анны Карениной" это особенно бросается в глаза.
Коваленко,
Александринский театр,
Паршин