"Орфей" Стравинского. Программа оркестра им. Светланова

Jun 01, 2016 23:02

30 мая
Концертный зал им. Чайковского, Москва

Оркестр им. Светланова и Владимир Юровский специализируются на музыке модернизма. Русского прежде всего. Новая программа, посвященная 45-летию со дня смерти Игоря Стравинского, заинтересовала меня откровенно модернистским поворотом.
Композиция концерта смотрелась замысловато. С одной стороны, два произведения Стравинского: музыка балета "Орфей" и симфонии духовых памяти К.Дебюсси. С другой стороны, советский постмодернизм: "Слово для духовых и ударных" А.Вустина и концерт для скрипки с оркестром С.Губайдуллиной. Вероятно, идея вечера состояла в том, чтобы наметить связь между знаменитым модернистом-эмигрантом и советскими авторами, так и не понятыми советской властью. А открывался концерт оркестровым переложением фуги И.-С.Баха, выполненным Антоном Веберном, - вероятно, для показа корней модернизма. К сожалению, Владимир Юровский ничего не сказал публике о своем замысле (а раньше он любил рассказывать о музыке перед исполнением), поэтому догадки остались догадками.
Бах-Веберн, открывавший вечер, прозвучал философски-вдумчиво, напоминанием о философских поисках раннего символизма (обращение к истокам и переосмысление великих художников прошлого). Вслед за этим Вадим Репин исполнил с оркестром скрипичный концерт Губайдуллиной - музыку совершенно другого рода. Концерт, дребезжащий, как листы металла, постепенно переходит в медленной части в лирическую медитацию, а затем в гимн-эпитафию уходящему миру человеческого, завершаясь все тем же металлическим звуком технократической цивилизации. Губайдуллина умеет быть неинтересной, но это как раз иной случай.
Второе отделение началось с произведения Стравинского для духовых, посвященного Дебюсси. Не могу понять, зачем Владимир Юровский из всего большого наследия Стравинского выбрал именно этот текст - разве что для последующего перехода к Александру Вустину. Ведь не секрет, что духовые - это самая слабая часть современных российских оркестров (у Евгения Светланова они были совершенно иными). Юровский иногда напоминает подростка, который назло себе занимается именно тем, что у него менее всего получается. Или спортсмена, снова и снова выполняющего элемент. к которому он неспособен. Получилось совершенно невразумительно. Как и с сочинением Вустина для духовых и ударных, несмотря на присутствие композитора. Чтобы исполнять такую музыку, недостаточно вывести на сцену человека с саксофоном и поставить ударную установку. Нужны первоклассные музыканты, специализирующиеся на музыке модерна и постмодерна. А таковых в оркестре имени Светланова не имеется.
Впрочем, "Орфей" Стравинского вознаградил нас за эти неудачные полчаса. Ровный и продуманный звук (Юровский вообще очень умный дирижер), тонкое ведение тем, ориентированность на широкого слушателя (на стены проецировалась программа балета), умная интерпретация - все это сделало "Орфея" главным номером вечера и открытием для слушателей абонемента Оркестра им. Светланова.

Владимир Юровский, Вустин, оркестр филармонии, Светланов

Previous post Next post
Up