Первой и самой длительной эпохой культурной эволюции Homo (начавшейся примерно 2000000 лет назад и закончившейся около 100000 лет назад с развитием у людей полноценного языка со сложной грамматикой и словарным запасом) была «протосимволическая» или «миметическая» эпоха. В те далекие времена передача информации и эмоций в ходе коммуникации и социального обучения основывались на языке тела, жестов, мимике и подражании.
Именно имитация была тогда важнейшим элементом миметической коммуникации и социального обучения, позволяя индивидуумам демонстрировать и передавать опыт через подражание действиям, объектам или состояниям без использования символов или языка в его современном понимании. И даже после смены «миметической эпохи» на «символическую» (с развитием языка со сложной грамматикой и словарем, включающим абстрактные понятия) практика имитации осталась накрепко впаянной в природу людей, будучи простым и надежным, проверенным миллионами лет подходом при выборе социальных стратегий.
Поэтому и сегодня, в нашем развитом обществе стремление индивидов к успеху (от политиков до стартаперов) по-прежнему основано на имитации - подражанию тем, кто считается наиболее успешным в социально-экономических системах общества.
А как определяется, кто наиболее успешен?
Да просто участников социально-экономических систем ранжируют по их эффективности, сводя к упорядоченным спискам. И так делается повсюду: от академических исследований до бизнеса.
Однако, современные исследования показывают, что во многих контекстах те, кто достигает вершины, не обязательно являются самыми талантливыми, поскольку в формировании рейтингов играет роль случайность. [Про случайность:]
Но увы, роль случайности в определении успеха (т.е. серендипность/ serendipity), в большинстве случаев недооценивается, и люди тупо подражают другим, полагая, что применение их стратегий приведет к эквивалентным результатам. Человечеству дорого обходится рудимент когнитивной эволюции Homo Sapiens. За обезьянничание мы платим серендипностью, снижая свое ключевое эволюционное преимущество. И это распространяется на все стратегии «социального восхождения»: в бизнесе, политике, игре на фондовых рынках, работе в инфосфере и даже при движении в пробках.
▪️ В обществе, где доминирующим способом достижения успеха является имитация стратегий и действий «лучших»: • Правит «Matthew effect»: в социально-экономических системах прогрессируют немеритократические тенденции: «элитное меньшинство» получает все большую часть вознаграждений, благ и т.д. • Среди «элитного меньшинства» становится все меньше реально более эффективных; • Снижается важнейший показатель - разнообразие, поскольку все агенты склонны концентрироваться на одном единственном действии, которое, возможно, даже не связано со значимыми общественными выгодами.
▪️ Напротив, когда в обществе преобладающим механизмом движения к успеху является серендипность: • Общество становится более эгалитарным; • Увеличивается корреляция между вознаграждением (благами и т.д.) и навыками индивидов; • Растет разнообразие.
Неоптимальность главной социальной стратегии Homo sapiens снижает наше ключевое эволюционное преимущество - серендипность (способность к незапланированным случайным открытиям в процессе творческой деятельности). И кто знает, чего бы мы уже достигли, положись мы на другой эволюционный дар - не на имитацию, а на серендипность).