Рудимент когнитивной эволюции

Feb 02, 2024 17:04



Первой и самой длительной эпохой культурной эволюции Homo (начавшейся примерно 2000000 лет назад и закончившейся около 100000 лет назад с развитием у людей полноценного языка со сложной грамматикой и словарным запасом) была «протосимволическая» или «миметическая» эпоха. В те далекие времена передача информации и эмоций в ходе коммуникации и социального обучения основывались на языке тела, жестов, мимике и подражании.

Именно имитация была тогда важнейшим элементом миметической коммуникации и социального обучения, позволяя индивидуумам демонстрировать и передавать опыт через подражание действиям, объектам или состояниям без использования символов или языка в его современном понимании.
И даже после смены «миметической эпохи» на «символическую» (с развитием языка со сложной грамматикой и словарем, включающим абстрактные понятия) практика имитации осталась накрепко впаянной в природу людей, будучи простым и надежным, проверенным миллионами лет подходом при выборе социальных стратегий.


Поэтому и сегодня, в нашем развитом обществе стремление индивидов к успеху (от политиков до стартаперов) по-прежнему основано на имитации - подражанию тем, кто считается наиболее успешным в социально-экономических системах общества.

А как определяется, кто наиболее успешен?

Да просто участников социально-экономических систем ранжируют по их эффективности, сводя к упорядоченным спискам. И так делается повсюду: от академических исследований до бизнеса.

Однако, современные исследования показывают, что во многих контекстах те, кто достигает вершины, не обязательно являются самыми талантливыми, поскольку в формировании рейтингов играет роль случайность.
[Про случайность:]

image Click to view


Ах, водевиль, водевиль - Гадалка (Ну что сказать, ну что сказать)

• Про везение:
Новичкам действительно везет.
Самооправдывающееся пророчество.
Везение.
Случай.
Законы арксинуса.
"Попёрло".
Science of Success.
Секреты успеха.
Когнитивная гибкость и везение.
«Индекс Википедии».

• О гениальности:
Истоки гениальности.
Искра Божья.
Дар природы?.
Штришок.
Высокий полет.
Имаджинавты.
Природа творчества.
Как выглядит креативность.
Serendipity.


Но увы, роль случайности в определении успеха (т.е. серендипность/ serendipity), в большинстве случаев недооценивается, и люди тупо подражают другим, полагая, что применение их стратегий приведет к эквивалентным результатам.
Человечеству дорого обходится рудимент когнитивной эволюции Homo Sapiens. За обезьянничание мы платим серендипностью, снижая свое ключевое эволюционное преимущество. И это распространяется на все стратегии «социального восхождения»: в бизнесе, политике, игре на фондовых рынках, работе в инфосфере и даже при движении в пробках.

Резюме исследования "Imitation vs serendipity in ranking dynamics" (исследующее компромисс между подражанием и серендипностью в агентной модели), таково.

▪️ В обществе, где доминирующим способом достижения успеха является имитация стратегий и действий «лучших»:
• Правит «Matthew effect»: в социально-экономических системах прогрессируют немеритократические тенденции: «элитное меньшинство» получает все большую часть вознаграждений, благ и т.д.
• Среди «элитного меньшинства» становится все меньше реально более эффективных;
• Снижается важнейший показатель - разнообразие, поскольку все агенты склонны концентрироваться на одном единственном действии, которое, возможно, даже не связано со значимыми общественными выгодами.

В экономике есть правило - закон с предсказательной силой перестает работать, когда он выявлен. Причина проста - к нему быстро адаптируются все игроки.

▪️ Напротив, когда в обществе преобладающим механизмом движения к успеху является серендипность:
• Общество становится более эгалитарным;
• Увеличивается корреляция между вознаграждением (благами и т.д.) и навыками индивидов;
• Растет разнообразие.

Неоптимальность главной социальной стратегии Homo sapiens снижает наше ключевое эволюционное преимущество - серендипность (способность к незапланированным случайным открытиям в процессе творческой деятельности).
И кто знает, чего бы мы уже достигли, положись мы на другой эволюционный дар - не на имитацию, а на серендипность).

/Источник/

Везение, Человек, Сознание, Общество

Previous post Next post
Up