Смысл мифологии

Jan 25, 2024 18:41



Читая мифы, мы часто сталкиваемся с тем, что современному рационально мыслящему человеку кажется бредом. То чудовища ведут себя как люди, то люди - как чудовища. Герой в один миг переносится на огромные расстояния, а перед лицом опасности может проявить как необычайную хитрость, так и явную глупость. Но это не значит, что для описания последних подвигов Геракла греки наняли слабых шоураннеров.
Дело в том, что и создатели, и слушатели мифов обладатели мифологическом мировоззрением.


Это не значит, что древний человек не отличал сон от реальности. Но реальность он воспринимал в большей мере чувственно, чем понятийно. Например, грозу ему было проще всего описать с помощью хорошо знакомых человеческих качеств - силы и ярости.
Внешние явления в мифологической картине мира описываются через внутренние.

А вот когда нужно рассказать про личные переживания, то происходит обратный процесс. На помощь приходят образы страшных или прекрасных существ, персонифицированных природных явлений. Развитие переживаний требует от этих существ взаимодействия - так появляется сюжет. И когда человек с мифологическим мышлением рассказывает другому о мире и людях, то история получается иррациональной и чувственной, сложенной из символов и метафор.
Но вымыслом в строгом смысле слова её назвать нельзя.

Образно-символическая вселенная мифа формируется, когда человек проецирует свой внутренний мир на картину мира внешнего. Как будто перед нами сон, в котором сновидец и его окружение едины. Мифический герой путешествует по разным землям и взаимодействует с другими персонажами, но на деле эта история происходит в его внутреннем мире, который для древнего человека неотделим от внешнего.
Таким образом, итоговый смысл мифологии сводится к человеку - его предназначению, пути и судьбе.



В этом контексте интересна картина созданная германо-скандинавской мифологией.

Принципиальное отличие северных богов от южных (например, олимпийских), северные заключены в пределы Времени и обречены на гибель, как и их союзники. Они ведут бой с чудовищами и внешней тьмой. Они собирают героев для последнего отчаянного сопротивления.
Германец или скандинав представлял мир людей как маленький круг света посреди тьмы, полной зла и чудовищ. Это островок порядка посреди моря хаоса. Северные боги своей силой подобны греческим титанам, однако не стихийны, а осознанно сражаются против хаоса. И охотно приглашают людей присоединиться к великой битве - и во время жизни, и после смерти.
Достойно погибшие в бою воины попадут в Вальхаллу и станут эйнхериями, их ждут дружеские поединки и пиры - пока не придёт пора отправляться на финальную мировую битву. Вот только исход сражения заранее предрешён: люди и боги не выстоят перед хаосом, и случится Рагнарёк, гибель богов и всего мира. Германец сражается без надежды победить, без награды - лишь потому, что считает это правильным. В этом и заключается особое «северное мужество».



В свою очередь именно древние греки особое внимание уделяли культурным героям - персонажам, которые заняты не сражениями с чудовищами и другими героями, а развитием цивилизации и покорением природы. Богам они противостоят не при помощи меча и магии, а идейно; герои этиологических мифов зачастую и сами титаны или полубоги. Всем известен титан Прометей, подаривший людям огонь и многие ремёсла, однако уникальнее всего миф о герое-учёном Дедале.
Дедал, в отличие от большинства героев, не титан и не полубог, а всего лишь человек, гениальный инженер, архитектор и скульптор, чьим талантом восхищались боги. Большинство изобретений Дедала принесли ему несчастья, и всё же его судьбе можно позавидовать, если вспомнить участь других героев.



Герои у греков трагичны. От них требуют бесконечно многого как боги-покровители, так и вышестоящие люди. Героев эксплуатируют: например, двенадцать подвигов Геракла совершены не от избыточной удали или из альтруизма, а под давлением. Вспомним, что когда Геракл за квест по чистке конюшен попросил плату, то ему не только отказали, но и подвиг не засчитали. Как бы богат, силён и умён ни был герой, жизнь его трудна, а радости мимолётны.

Наиболее драматичны в древнегреческой мифологии взаимоотношения людей. Цари помыкают героями, герои сражаются друг с другом в поединках и в рядах армий, люди и боги без конца плетут интриги. Троянская война стала локальным Рагнарёком, в котором герои перебили друг друга и без участия чудовищ.

/Источник №1/ /Источник №2/

ПСЕВДОЭТНОГРАФИЯ, Архетип, Культура, Язык, Картина мира

Previous post Next post
Up