Термин «композиция» происходит от латинского слова compositio, означающего составление, сочинение, соединение частей, упорядоченное соединение элементов.
Композиция - это система внутренних связей, объединяющая все компоненты форм и содержаний в единое целое, взаимная согласованность всех частей между собой и целым.
Создание нового произведения - поиск его композиционного решения, являются процессом творческим, который в большей степени является интуитивным.
Поэтому композиция определяется как результат интуитивного-эмоционального творчества и аналитического выбора.
Формальная композиция лежит в основе любой фигуративной композиции в изобразительном искусстве (станковой композиции в живописи и в графике, монументального панно, скульптурной и архитектурной композиции, дизайнерского проекта и т.д.), так как оперирует «чистыми», абстрактными изобразительными формами (точки, линии, плоскости, массы пятен, объемы и
т.д.) и организуется в соответствии с визуальными закономерностями человеческого восприятия.
Формальная, или абстрактная, композиция демонстрирует законы, по которым строится визуальное произведение и позволяет проследить логику его построения.
Роль формальной композиции - систематизация и организация.
Формальная композиция апеллирует к таким философским и эстетическим категориям, как форма (от лат. forma, греч. µορφή - организационный характер устройства чего-либо, упорядоченность содержания), содержание (определяющая сторона целого, указывающая на сущность жизненного объекта или явления, совокупность его свойств, единство внутренних процессов, связей и отношений), система (от греч. σύστηµα - «составленный» - комплекс взаимосвязанных, упорядоченных и соподчинённых между собой элементов), структура (от лат. structūra - строение целого из элементарных частей), мера (граница, предел проявления чего-либо), гармония (слаженность, соразмерность, стройность), порядок (гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо) и др.
✔️ ФОРМАТ
Движение точки образует линию, а так движение линии строит плоскость. Плоскостная композиция - это композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью.
Плоскость - это наше изобразительное поле, наша рабочая среда.
Всякое изображение ограничено краями плоскости или объема и имеет свой определенный размер и формат (от лат. «formo» - придавать форму).
Определение формата и размера является одним из первых элементов композиции. Формат может быть прямоугольным (вертикальным, горизонтальным), квадратным, овальным или в виде круга. Прямоугольный формат обычно выдерживается в пропорциях «золотого сечения».
Лист бумаги (плоскость) прямоугольного формата - основа формальной композиции.
✔️ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Принципы построения композиции имеют свои четко выраженные закономерности, обусловленные особенностями зрительного восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Особенности зрительного восприятия человека таковы, что, рассматривая какой-либо объект, например, плоскость листа бумаги, взгляд начинает движение из верхнего левого угла вправо, затем вниз между вертикалью из левого верхнего угла в левый нижний, захватывая диагональ, проходящую через центр листа из верхнего правого угла в левый нижний.
Тот же принцип движения мы используем при чтении: слева - направо и сверху - вниз. Далее из левого нижнего угла взгляд возвращается более широко по всей плоскости листа в левый верхний угол, и вновь движение повторяется по той же траектории, но становится более витиеватым, изучающим мелкие детали. Таким образом, в первую очередь наиболее изученными являются зоны верхней левой четверти листа и центр. Верхняя часть плоскости листа более изучена, чем нижняя, а зрительный центр листа смещается вверх. Наименее изученным является нижний
правый угол, его рассмотрение требует дополнительных усилий, для этого необходимо специально направлять взгляд в эту зону.
Закономерности зрительного восприятия.
Элементы, расположенные в различных частях плоскости, воспринимаются неодинаково.
• Элементы, находящиеся слева, кажутся ближе к зрителю.
• Объекты, изображенные в центральной части плоскости, кажутся удаленными в глубину.
• Если предмет расположен в верхней части композиции, то он кажется тяжелее
того, что расположен внизу.
• Элементы, расположенные справа, зрительно имеют больший вес, чем элементы, находящиеся слева. Таким образом, левая сторона композиции более сильная. Поэтому наиболее важные элементы располагают слева или в центре, а тяжелые, бросающиеся в глаза - справа.
• Неодинаково воспринимаются диагонали композиции. Диагональ идущая слева вверх направо воспринимается как восходящая, а диагональ идущая слева вниз направо - нисходящая.
В силу законов восприятия плоскость делится на активную и пассивную части.
• Активной будет центральная часть плоскости;
• Пассивной - пространство, близкое к границам плоскости.
Изобразительное поле, на котором располагается изображение, также оказывает определенное воздействие на изображаемое на нем. Изображение зависит от размера, пропорций сторон и формы поля. Неравноценность поля проистекает из особенностей зрительного восприятия.
• В прямоугольнике наиболее активными точками будут точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре; точки, лежащие на диагоналях; точки, обозначающие пропорции «золотого сечения»; точки, лежащие на границах овала, вписанного в данный прямоугольник.
• В квадрате активны точки, лежащие на диагоналях, точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат, и точка пересечения диагоналей.
• В круге активны центр круга и точки вокруг него и расположенные чуть выше геометрического центра, а также точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
• В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
✔️ ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ
• Замкнутая композиция обычно имеет поля, композиционное пятно имеет четкие границы. Пластическое решение композиции все время как бы возвращает взгляд зрителя к центру композиции.
Монокомпозиция (mono - одна) - композиция состоящая из замкнутой структуры.
• Открытая композиция - может быть продолжена за пределы формата, ее можно продолжить влево, вправо, вверх и вниз. Взгляд зрителя уходит за пределы формата.
Открытая композиция может быть весьма сложной, но всегда в конечном итоге уходящей от центра. Нередко и сам центр композиции отсутствует, вернее, композиция складывается из множества равноправных мини-центров, заполняющих поле изображения.
Продолжение следует.
Памяти Рыбницкого С.А.
Сочетание. Валёр - перевод с француского. Ценность искусства. Язык цветов. Оптическая активность «живой» природы. Психология цвета. ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЭСТЕТИКИ. … о композиции и Композиции. Видеть благодаря движению. О цветоформе. Рисующие узлы. Поймать неуловимое. Умениее рисовать. Контраст. Проблемы теории цвета. Пластическое выражение идеи. Настоящее впечатление. Надо подумать. Палитры настроения.