Джеймс Дж.Гибсон в 1966 году ввел термин «доступность» для обозначения возможностей действия, предлагаемых объектами, пытаясь найти замену термину «ценность», который, как он пологал, будет нести «старое бремя философского значения».
Гибсон считал, что «материальные ценности» означают что-то, что относится как к окружающей среде, так и к субъекту, подразумевая, что человек и окружающая среда являются «взаимодополняющими».
Другими словами, мы воспринимаем мир не как независимую от наблюдателя реальность, а в форме потенциальных действий, сформированных текущими потребностями и другими личными качествами субъекта-воспринимающего.
Понятие «доступность» было первым шагом в поиске понимания того, как в восприятии возникает смысл.
Ульрик Нейссер, который позднее принял идеи Гибсона и понятие о том, что восприятие следует изучать в контексте активного поведения, интегрировал эти идеи в структуру, основанную на двух концепциях:
• Когнитивная схема;
• Цикл восприятия.
Нейссер отмечал: что «когнитивные структуры, имеющие решающее значение для зрения, представляют собой упреждающие схемы, которые подготавливают воспринимающего к восприятию определенных видов информации, а не других. Поскольку мы можем видеть лишь то, что знаем, как искать; именно эти схемы (вместе с фактически доступной информацией) определяют, что будет восприниматься».
А.Кларк определил «доступность» как «возможности использования, вмешательства и действия, которые физический мир предлагает данному агенту, и определяются соответствием между физической структурой, способностями/навыками агента и связанными с действием свойствами самой среды».
Активные организмы должны постоянно моделировать потенциальные результаты предполагаемого действия.
Воображение будущего является необходимой частью принятия последовательных решений. Система активного восприятия постоянно оценивает и выбирает среди альтернативных вариантов будущего.
С точки зрения активного вывода, двигательные системы подавляют ошибки посредством динамического обмена предсказаниями и действиями.
Другими словами, есть два способа минимизировать ошибки предсказания:
• приспособить предсказания, чтобы соответствовать текущему сенсорному вводу;
• приспособить развитие движения, чтобы предсказания сбылись.
Это объединяющий взгляд на восприятие и действие, предполагает, что действие воспринимается и вызывается восприятием. Таким образом, действие, восприятие и познание координируют движение тела способами, которые соответствуют набору ожиданий.
Восприятие коренится в действии, создавая петлю действия-восприятия, основанную на динамически генерируемых ошибках прогнозирования (сверху-вниз/снизу-вверх).
Восприятие не является единственным результатом ощущения физического мира, оно разворачивается как постоянное взаимодействие между сенсорными процессами и действиями.
И вот сразу два недавних исследования экспериментально доказали, что допущения должны обрабатываться уже на уровне перцептивных процессов, связывая действие и восприятие с активным умозаключением. Корковые потенциалы мозга изменяются в зависимости от телесных возможностей, определямых отрефлектированной мозгом физической средой.
Таким образом, результаты экспериментов подтверждают предположение, что на восприятие окружающей среды влияют наши возможности и само действие.
Получаеться, что мы видим мир как бы через призму того, что мы можем с ним сделать.
Например: чашку мы видим такой, какой мы можем взять ее и налить в нее чай.
Из этого делаются два фундаментальных вывода:
• Познание по своей природе связано с потенциальным движением тела. То есть действие взаимосвязано с восприятием, активно влияя на создаваемую в мозге модель воспринимаемой через органы чувств окружающей среды;
• Наше движение в пространстве требует непрерывного расчета предсказаний и это «архитектурное решение» основано на непрерывном восприятии окружающего пространства с учетом движений тела, изменяющих восприятие и опыт.
Предоставление пространственной среды - определяемой как восприятие возможностей или ограничений действия, которое предлагает среда - важно для агента, чтобы произвести осмысленное поведение.
Таким образом, «доступность» пространственной среды становится центральным понятием для людей, взаимодействующих с миром.
/Источник №1//Источник №2/
Картинка кликабельна