Отказы жить весьма многосложны. В бездонную пропасть самоубийства заглянули многие великие мыслители, среди которых особое место занимает социолог Эмиль Дюркгейм. Без усвоения его книги «Самоубийство» (1900) невозможно даже пытаться приблизиться к этой чудовищной теме. (Всё равно что решиться делать операцию без хирургической подготовленности.) Добавьте сюда открытия глубинной психологии и множество медицинских изысканий...
Как воспитатель-учитель, а не специалист в мучительно сложной науке об отказах жить, думаю, что мой вклад в предотвращение трагедий такого рода простой и скромный. Я должен быть всего только добр и бодр, честен и симпатичен, деятелен и энергичен.
Очень важно, чтобы я был внимателен к моим подопечным. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального самочувствия, то он находит свой способ его получить - это непослушание. При этом родители то и дело отрываются от своих дел, одаривая ребенка замечаниями, оскорблениями, подзатыльниками. Нельзя сказать, что это приятно, но для ребенка лучше такое внимание, чем никакого.
Современный педагог и психолог С.В. Кульневич показал, что поведенческие проявления детей типа демонстративного неповиновения, эмоциональных взрывов и т. п. суть стереотипный комплекс «боевых действий» в борьбе со взрослыми, к которым дети прибегают, чтобы привлечь к себе внимание.
Чтобы приковать к себе больше внимания родителей, ребенок иногда придумывает самые вычурные способы, вплоть до угроз самоубийства и даже самоубийства.
И они достигают своей цели - они обратили на себя внимание!
И еще молодость предстоит учить на собственном примере полнокровности жизни, безгрозию души, предусмотрительности, терпению, вере, верности, незлобивости, умению прощать, свободе, продуктивности, скромности, трудолюбию, способности к преодолению себя, настойчивости, ясности духа, решительности, умеренности, миролюбию.
И очень стоит заботиться, чтобы дети могли истинно полюбить доброе и невзлюбить злое. Ведь главное - научиться любить этот мир, ибо не любя его, нельзя жить, не разрушая его и себя. Разлад сердца и ума... И если не укоренить любви, то до чего додумается человек, лишенный просветленного чувства?
В идеале всё нужно бы тактично и доверительно обсуждать с детьми - и прекрасное, и ужасное в жизни. Здесь надобно страшное чувство меры, чтобы не вводить ребят в еще недоступное им, неинтересное им. Преждевременность темы смерти в воспитании - вещь опасная, но и запоздание с обсуждением этой проблемы тоже чревато нежелательными последствиями. Воспитатели, не бойтесь говорить с детьми о страданиях, жестокости и смерти: они всё поймут и будут благодарны вам.
Не через страдание дети учатся мудрости, а через счастье и здоровые наслаждения.
Борис Бим-Бад