Введение нормативного финансирования закладывает основание для обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного школьного образования и для выполнения федеральных государственных требований. Нормативно-подушевое финансирование и новая система оплаты труда, хоть и разрушают «педагогическую романтику», сделали систему финансирования прозрачной и для широкой общественности, и для самих участников образовательного процесса. Впервые появилась возможность оценить самого себя.
К сожалению, школьный норматив не учитывает сейчас все затраты школ на содержание школьных зданий, создание современных условий для образовательного процесса, повышение квалификации педагогического и административно-хозяйственного персонала (я смею заверить, что повышение квалификации школьного повара так же важно, как и учителя), и из-за этого у нас возникают проблемы. Для повышения или индексации норматива надо заложить норму, как того требует новая редакция Закона «Об образовании», предусматривающую индексацию норматива, связав ее величину со средней зарплатой работников экономической сферы региона. Такой закон принят уже в ряде регионов. Стимулирующие выплаты, на мой взгляд, не должны включаться в расчет при определении средней заработной платы по региону, оклад и специальные выплаты, т.е. базовая часть фонда оплаты труда, должны составлять собственно заработную плату педагогического работника.Формирование муниципального подушевого норматива учитывает обеспечение материально-технической инфраструктуры образовательного учреждения, но определяется она по факту расходов прошлого года, что противоречит ФГОС. Было бы здорово учитывать меры социальной поддержки учащихся (питание, учебники, дети-сироты), транспортные услуги по подвозу, если не через норматив, то хотя бы через соответствующие органы социального обеспечения. Методические или книгоиздательские. Выдача ежемесячная ничего не дает. Книжные надо выдавать два раза в год во время подписной кампании, чтобы педагоги могли использовать эти деньги по целевому назначению.
Что касается новой системы оплаты труда, Кабардино-Балкарская Республика выбрала третью модель, основанную на «ученико-часе». Не нравится она мне тем, что оплачивается в основном учебный план. Сейчас все очевиднее становится, что школа должна быть открыта весь день, в том числе на выходные, учитель должен работать минимум 36 часов в неделю на полную ставку. Поэтому я выбираю вторую модель, по которой доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Урок и неурок должны оплачиваться одинаково, при условии одинакового количества детей.
И еще. Наш министр образования, которого очень сильно «любят» правые и левые, Андрей Фурсенко, озвучил один раз количество «лишних» учителей (200 тыс.). Понятно, что сейчас время не очень подходящее (выборная кампания), но проблему все равно придется решать. Скорее всего, не сразу, постепенно. Там, где это возможно, необходимо создать условия для переквалификации, получения дополнительного образования, организовать специальные фонды для выплаты компенсационных и подъемных денег, чтобы люди могли начать свое дело, а самое главное, чтобы не чувствовали себя выброшенными.
Ханафи Гулиев,
директор МОУ СОШ № 2, г. Тырныауз, Кабардино- Балкарская Республика