Институт проблем образовательной политики "Эврика" провел сравнительный анализ средних заработных плат учителей в муниципалитетах субъектов РФ. Для анализа использовались данные электронного мониторинга, проводимого в рамках проекта "Модернизации региональных систем образования" за декабрь 2011 года.
При проведении анализа ставилась задача выявить разницу между величинами заработных плат учителей в одном субъекте РФ, но в разных муниципалитетах.
Анализируя данные, приведенные в таблице, необходимо отметить, что во всех субъектах РФ существует некоторая разница в средней заработной плате учителя по муниципалитетам. Большой разрыв между средними заработными платами существует в Сибирском федеральном округе, Дальневосточном федеральном округеи Уральском округе, это связано с географическим расположением некоторых муниципалитетов (северные и др.).
В некоторых регионах разница в средней заработной плате учителя между муниципалитетами составляет от 40% до 60% от наименьшего значения. Это Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ, Югра, Хабаровский край, Тверская область, Смоленская область, Саратовская область, Рязанская область, Ростовская область, Республика Саха (Якутия), Республика Мордовия, Республика Башкортостан и другие.
Это может быть вызвано несколькими причинами. Например, в ряде регионов и муниципалитетах нормативно закреплена возможность применения корректирующих коэффициентов для выравнивания финансирования образовательных учреждений по сравнению с предшествующим периодом.
Кроме того, по результатам анализа нормативно-правовых актов субъектов РФ, регулирующих механизмы расчета финансовых нормативов и утверждающих их значение, неправильно определен предмет расчета - вид услуги. А это ведет к неправильному подходу расчета стоимости той или иной образовательной услуги. В большинстве случаев расчет норматива осуществляется для вида образовательного учреждения (гимназия, лицей и др) или класса, а не для вида образовательной услуги.
Также на уровне муниципалитета не определен порядок нормативных затрат на оказание образовательными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества (в части расходов, не относящихся к полномочиям субъекта РФ); не закреплены нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, утверждающее значение нормативных затрат на оказание образовательными учреждениями муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание их имущества.
Сравнительный анализ средних заработных плат учителей в муниципалитетах субъектов РФ Наталья Шадрина,
эксперт ИПОП "Эврика"