Что требует новый стандарт от учителя

Oct 31, 2011 00:10




Сегодня в стране реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования, но вскоре будет реализовываться уже принятый стандарт основного общего образования, а затем и стандарт образования старшей школы. Это означает, что дети, которые в этом году пошли в первый класс и начали учиться по новым стандартам, до окончания школы будут учиться по новым стандартам.
Какие же требования эти стандарты предъявляют к учителю?

Требования - к кому?
Когда я говорю про требования к учителю, надо понимать, что это требования не собственно к учителю, а к тем институтам, которые должны помочь ему овладеть новыми компетенциями, новыми умениями и которые позволят ему успешно реализовывать новые образовательные стандарты. Это прежде всего курсы и институты повышения квалификации, методические службы различного уровня, психологи. С другой стороны  -это требования, которые предъявляются к нашим педагогическим вузам, к программам, которые реализуются в педагогических вузах. Ведь выпускники вузов придут в школу, которая работает по этим самым новым образовательным стандартам. И, соответственно, их подготовка должна отвечать тем требованиям, которые предъявляют к учителю новые Федеральные государственные образовательные стандарты.

Что же это за требования и чем отличаются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения от тех стандартов, которые регулировали работу школы в прошлом?
Прежде всего это новые требования к результативности образования. В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы трех уровней или трех типов - это предметные результаты, или знания в предметных областях: русского языка, математики, естествознания, литературного чтения; физики, химии, истории и так далее.

Но кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным результатам и к личностным результатам. О чем идет речь, что это такое?

Поговорим сначала о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных и метапредметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Я считаю это справедливым, потому что не так легко оценить личностные достижения. Когда речь начинает заходить об инструментах оценки личностных результатов или личностных достижений, обязательно разгорается дискуссия, значит, этот инструментарий неоднозначен. С одной стороны, неправомерно загружать учителя оценкой этих личностных результатов, а с другой стороны, возможно, здесь есть и какая-то угроза для свободного личностного развития. Поэтому поговорим прежде всего о метапредметных результатах. Что это такое и чем они отличаются от предметных?
Одним из примеров, на котором можно провести это различие, является международное измерение качества образования, в котором Россия участвует на протяжении многих лет. Нам интересно измерение, которое называется аббревиатурой PISA. Это исследование, которое проводилось уже несколько раз, и его результаты произвели очень большое влияние на образовательные системы стран-участниц и стали поводом задуматься руководителям стран и руководителям образования, да и президентам.
Например, президент США Барак Обама в одном из своих первых выступлений после избрания его на пост президента заявил о том, что результаты, которые американские школьники показывают в международных измерениях, не могут удовлетворять. При этом нужно сказать, что США в этих измерениях находятся выше, чем Россия, которая стабильно занимает место ниже среднего.
Многие отечественные эксперты склонны объяснять столь низкую результативность наших школьников тем, что задания оказались необычными для них. В чем же необычность заданий? Оказывается, детям не просто нужно было решить какую-то задачу, а предлагался достаточно большой объем информации, из которой им самим нужно было выбрать нужную, чтобы ответить на вопросы, сопоставить различные точки зрения, выбрать наиболее приемлемую стратегию решения задачи. В общем, соотнести те знания, которые у них есть в области математики, естествознания, языка, так как в PISA измеряется еще и грамотность чтения, то есть умения вычитать, понять содержание текста и применить.
Так какими компетентностями не обладают наши дети? Метапредметными, надпредметными, или теми, которые не решаются и которыми нельзя овладеть просто в процессе обучения, например, математики. И для того чтобы сформировались эти самые метапредметные результаты, нужно строить процесс обучения и в том числе обучения математике, русскому языку, чтению, естествознанию, истории и так далее каким-то другим образом. Каким? И что же должно формироваться как на уроках, так и вне уроков?
Если обобщить требования к метапредметным умениям, то можно выделить следующие их группы. Во-первых, это умение планировать собственную деятельность. То есть ребенок сам должен сопоставить задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, суметь сопоставить содержание этой задачи с собственными умениями, оценить свои собственные действия и внести, если это необходимо, коррективы.
Еще один метапредметный результат - универсальные учебные действия. Это действия, связанные с работой в группе, способностью соотносить свои действия с действиями других, способностью выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному действию при решении тех или иных задач.
Еще одна группа универсальных учебных действий связана с владением компьютерной грамотностью, способностью использовать данные из сети интернет для решения задач.
Итак, что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать универсальные учебные действия? Прежде всего учитель должен овладеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии - способности планировать и оценивать свои собственные действия. Мы рассчитываем, что большую помощь в овладении этими технологиями оказали курсы повышения квалификации, которые в течение прошлого учебного года проходили по всей стране.
Измерения, которые приносит сейчас стандарт в систему образования, появляются не только из успехов или неудач в международных измерениях. Эти стандарты основываются на хорошо известных и проработанных на протяжении многих лет отечественных психолого-педагогических разработках Василия Давыдова, Даниила Эльконина и всей научной школы, которую принято называть школой Выготского. В отечественной психолого-педагогической науке существуют технологии, которыми учитель должен овладеть. На протяжении многих лет они реализовывались в экспериментальном режиме, и, пожалуй, давно уже пора было перевести их в разряд действующих, функционирующих в школе.
Если говорить о тех результатах, которые называются метапредметными, то одним из важнейших результатов является умение работать в группе. Этой проблеме посвящена замечательная книга исследователя Галины Цукерман, которая называется «Виды обобщения в обучении». К сожалению, книга давно не переиздавалась, но в электронном виде ее можно найти. Книгу имеет смысл прочитать каждому учителю. Ведь процесс обучения - это процесс коллективный, равно как и процесс мышления, процесс понимания, это предмет взаимодействия между людьми. Идея заключается в том, что любое действие, любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия между людьми, а в процессе обучения это умение становится достоянием каждого ребенка. То есть, когда дети работают в группе, это не просто случайное собрание и не просто совместное времяпрепровождение. Это особая учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная деятельность.
Еще один момент, о котором нельзя не сказать, - это компьютерная грамотность. Да, действительно, дети очень быстро осваивают все новое, а бабушки и дедушки умиляются тому, как быстро их внуки овладевают этой непонятной техникой. Сначала были компьютеры, которые хотя бы слегка напоминали телевизор, сейчас совершенно новое поколение техники - айфоны, айпады, мобильные телефоны. Но, как мне кажется, от умиления необходимо перейти к какому-то действию. Когда учителя с гордостью говорили, что ученики владеют компьютером лучше нас, эта пора уже прошла. И тому есть две причины. Во-первых, если мы хотим, чтобы наше образование было конкурентоспособным, то мы, безусловно, должны осваивать пространство компьютерных технологий. Мы понимаем, что компьютер дает очень много преимуществ, начиная от графики и заканчивая бездонным хранилищем информации. Было бы большой ошибкой пренебрегать этими технологиями, иначе школьное образование станет для детей совершенно непривлекательным. Поэтому в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в том числе к наличию свободного доступа к интернету. Теперь становится необходимым применение и использование компьютерных средств и средств и ресурсов сети интернет не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.
Второй момент касается работы с источниками информации. Если мы проследим за содержанием их работы за компьютером, в первую очередь в интернете, то мы увидим, что очень многие из них не выходят дальше социальных сетей и общаются со своими сверстниками, а в качестве ресурсов информации используют лишь самые простые и самые доступные. В этом смысле важнейшим инструментом и важнейшей заботой для учителя должно стать обучение детей работать с информацией, обучение способам поиска и сопоставления информации и включения ее в решение тех задач, которые ставятся в процессе образования.
И в завершение несколько слов о личностных результатах, формирование и достижение которых требуют от учителя особых умений. И я бы хотел отметить только некоторые из этих результатов, которые формируются не в ходе какой-то особой воспитательной работы по развитию личности или принятию личностью социальных норм, а в ходе всего образовательного процесса как в урочных, так и во внеурочных формах. Самое главное, что должно происходить с ребенком в этом плане, - это развитие его чувства ответственности, способности принимать решения, овладения начальными формами адаптации в современном быстро изменяющемся мире, способности понимать и уважать точку зрения другого, принятие позиции ученика. Все это помимо развития эстетических потребностей, потребностей здорового образа жизни, ценностей и так далее.
Хотелось бы отметить, что многие из личностных результатов неразрывно связаны с результатами метапредметными. Ведь чтобы вступить в диалог с другим, когда речь идет о понимании точки зрения другого человека, надо суметь этого другого услышать. А это как раз и есть метапредметный результат.
Педагогические вузы сегодня работают тоже по новым стандартам, и мне кажется, что задача сегодня состоит в том, чтобы насытить образовательные программы, соответствующие новым стандартам, содержанием, которое связано с новыми школьными стандартами. Чтобы у учителя, который со студенческой скамьи придет завтра в школу, не было необходимости заново понимать ту образовательную ситуацию, в которую он попадает, и чтобы он пришел в школу подготовленным к достижению той самой результативности образования, о которой говорится в новых стандартах. И в этом смысле, с одной стороны, в содержании образования педагогических вузов должны быть представлены лучшие образцы, лучшие достижения отечественной и зарубежной мысли в области образования. С другой стороны, в ходе обучения студенты должны знакомиться с самыми прогрессивными образовательными практиками и видеть те школы, в которых Федеральный государственный образовательный стандарт реализуется наилучшим образом.
Игорь Шиян

Игорь Шиян, ФГОС, метапредметные результаты

Previous post Next post
Up