May 31, 2009 18:51
А точнее сказать, не подвижник, а Сам Спаситель в нем, молящемся, совершает Свой искупительный подвиг. Сначала возрождается и возрастает в нем по подобию Своего Рождества. Ср. св. Симеон Нов. Богослов, Слово 45,9:
"... Бог Слово Отчее входит и в нас, как и во утробу Приснодевы: мы приемлем Его, и Он бывает в нас, как семя... так зачинаем Его и мы, не телесно, как зачала Дева и Богородица Мария, но духовно, однакоже существенно... В рождении, в котором Пресвятая Богородица родила Сына Божия и Бога воплощенного, совершилось таинство воссоздания рода человеческого и спасения всего мира, которое есть Господь наш Иисус Христос, соединивший в Себе расстоящиеся естества... а это духовное рождение совершает в нас таинство обновления душ человеческих благодатию Святаго Духа... "
Затем потребляет в нем, молящемся, «греховное вещество» «духом уст Своих» (ср. Апок. 19, 21), так как молитва - это «меч духовный, поражающий нашего внутреннего человека» (ср. толк. Андрея Кесарийского на Апок. 1, 15-16: «из уст Его мечь обоюду остр изострен исходяй»). И наконец, закалает Сам Себя как Архиерей и Жертва, принося Себя Самого по человечеству в жертву Божеству. С этого момента подвижник («руками», то есть посредством молитвы которого совершается это заклание) становится «епископом» своего сердца. Ср. Леств. 28, 51:
«Иное есть прилежно умом блюсти свое сердце; и иное быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы. Святой и пренебесный огнь, как говорит некто из получивших наименование Богослова, входя в души первых, опаляет ее, по недостатку очищения; а вторых просвещает, по мере совершенства; ибо один и тот же огнь называется и огнем поедающим, и светом просвещающим. Посему одни отходят от молитвы как исходящие из разжженой печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества; а другие, - как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы без которого-нибудь из сих двух действий, молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно»
А его молитва становится невидимо совершающейся в сердцах верных литургией будущего века:
"Царство небесное подобно Богом сделанной скинии, имеющей по Моисею две завесы. В первую войдут все, имеющие благодать священства, во вторую - умную скинию те, кто во мраке богословия священноначально совершали троичную литургию, [имея] Иисуса Началосовершителя и первого Иерарха... " [св. Григорий Синаит, Главы, 43]
"Прежде будущего сверхумного наслаждения, духовное святилище есть умное действие ума, священнодействующего и таинственно причащающегося на жертвеннике души Агнца в обручение Божие. Вкушать же Агнца на умном жертвеннике души - это не только уразумевать и причащаться, но и быть как Агнец по образу Его в будущем" [Синаит, Главы, 112]
Эта литургия составляет одно целое с литургией века нынешнего и является ее первообразом. Один и тот же Дух сходит на Дары и в душу подвижника, делая то и другое возрожденной во Христе человеческой природой, Телом Христовым и престолом Божества. Именно это таинство будущего века и описал в своем видении прор. Иезекииль, созерцая почивание Славы Божией в подобии человека. В этом также, можно сказать, состоит и тайна «личности» Божией, а вовсе не в том, что такое понятие, как «личность», применимо к Самому Божеству
аскетика,
имяславие