Деловая игра направлена на формирование умений оценки поступков и переоценки ценностей. В предлагаемой игре моделируется процесс, напоминающий по форме организации судебный процесс. Для основательной подготовки деловой игры инициатор процесса должен заблаговременно письменно подготовить проспект своей «исповеди» (или «жалобы»), для того чтобы другие участники процесса смогли обдумать свои речи. Основная трудность - робость по отношению друг к другу. Кроме того, на удивление, многие не представляют роли, т.е. как, например, вести следствие, так как не читали и не смотрели детективов. Поэтому не знают, что спросить.
1. Процесс начинает «кающийся» - участник, излагающий историю своих бедствий в жанре исповеди (или жалобы)
[1]. Очень важно, чтобы участник выступил эмоционально, глубоко раскаиваясь в своих деяниях и намерениях, в сделанном и несделанном.
2. Публика ведет коллективное судебное следствие, выявляя дополнительные биографические факты и обстоятельства, ориентируясь на категории количества и качества, связи и отношения, абсолютного и относительного, пространства и времени.
3. Продолжает процесс «обвинитель», который в жанре инвективы (обличения) акцентирует (гипертрофируя) виновность кающегося, констатирует тяжесть его поступков и их последствий, неискренность и фальшивость раскаяния, что требует возложения на него позитивной ответственности
[2].
3. «Защитник» в жанре апологии добросовестно защищает кающегося, оправдывая его и обвиняя обстоятельства непреодолимой силы, окружающих и т. п., а также оценивает его деяния в позитивной модальности
[3].
4. «Судья», представляющий «суд Разума», оценивает кающегося с точки зрения человечности и определяет (прогнозирует) его грядущую судьбу (не наказание, а предназначение - например, мужа с определенными чертами характера как "жизненный крест").
5. «Утешитель» снимает избыточную драматизацию исповедующегося, показывая положительные моменты свершившегося, готовя его к сознательному принятию неотъемлемости его судьбы в ее историчности и намечая перспективы дальнейшего жизненного пути
[4].
6. «Судебный репортер» дает свою оценку (в духе "желтой прессы") происходившему для обывателя.
[1] Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
[2] Петрарка Ф. Инвектива против некоего человека высокого положения, но малой учености и добродетели. // Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998. С. 304-314.
[3] Раннехристианские апологеты II-IV веков: Переводы и исследования. М., 2000.
[4] Боэций. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990.