Apr 15, 2012 10:08
Я развиваю идею философии как рефлексии цивилизаций - цивилизаций как геополитических субъектов.
В связи с этим возникает вопрос о специфике рефлексии в каждой цивилизации. Можно сказать, что ее конфигурация в каждой цивилизации специфична.
В кочевых цивилизациях Внутрненней Евразии особенно жестко шла выбраковка доверчивых. Доверчивый человек принимает какую-либо информацию без размышления или анализа. О таком человеке говорится: «Простота хуже воровства». Доверчивость, которая может быть проявлена союзником в отношении к общему врагу, представлялась еще более опасной: на доверчивых нельзя положиться, так как они легко могут быть обмануты.
Выживание в условиях кочевого мира требовало рефлексии особого типа, и способность к такой специфической рефлексии является одним из критериев цивилизованности. Благодаря татаро-монголам русские прошли данную школу рефлексии и впоследствии лидеры России характеризовались маниакальной подозрительностью.
Китайцы в отношении к кочевому миру демонстрировали другой тип рефлексии, рассчитанный на временную петлю рефлексии продолжительностью с десяток и более лет. И.А. Андреев в деталях описывает, как африканцы воспринимают европейцев как тупых и недалеких, которых просто необходимо проучить.
В общем, нужна сводка.