Закон мудрссти

Apr 22, 2012 10:00


В связи с широкой постановкой вопроса о законах философии как законах, сформулированных какими-либо философами, осуществил подборку таких законов, в которых встретились "закон роста разума" Пирса и "закон сознания" Ясперса:
Закон роста разума Пирса: «Первый и фундаментальный закон ментального действия состоит в тенденции к обобщению. Чувство стремится распространиться; связи между чувствами пробуждают чувства; соседствующие чувства ассимилируются, а идеи склонны воспроизводить себя. Все это - лишь многочисленные формулировки единого закона роста разума. Когда происходит нарушение чувства, у нас возникает сознание приобретения - приобретения опыта; а новое нарушение будет склонно ассимилировать себя с тем, которое ему предшествовало. Чувства, из-за того, что они возбуждены, становятся еще более возбудимыми, особенно теми способами, которыми они возбуждались ранее. Сознание такой привычки конституирует общее понятие». «Логический анализ применительно к ментальным феноменам показывает, что для разума существует только один закон, а именно: что идеи склонны распространяться непрерывно и влиять на определенные другие идеи, находящиеся к ним в особом отношении претерпевания воздействия. При этом распространении они утрачивают интенсивность, в особенности же - силу влияния на другие, однако приобретают обобщенность и сливаются с другими идеями».
Закон сознания Ясперса: «Все, что имеет для нас характер бытия, должно быть имманентно сознанию или как предмет, или как переживание. Поскольку мы не можем вымыслить иного бытия, кроме сознания, и если бы оно было мыслимо, оно было бы для нас таково, как будто бы его не было, «закон сознания» высказывается также так: «все есть сознание», и его называют «законом имманентности», чтобы отклонить любую мысль о трансценденции, как противоречащую ему.
Не обсуждая действительность этих законов, сформулирую проблему закона мудрости. Проблема возникает  свзяи с тем, что мудрость иногда интерпретируется как субстанция философских отношений. Определяющей здесь является аналогия со стоимостью как сбустанцией товарно-денежных капиталистических отношений.
Основания для такой аналогии имеются достаточные. Так, констатируется всеобщность мудрости ("все мудры"). Мудрость персонализируется в легендарных мудрецах, воплощающих в себе мудрость. Фигура софиста - "продавца" мудрости - ассоциируется с посредничеством купца в товарно-денежных отношениях. Философ находится в неустанной гонке за мудростью, обеспечивая ее самовозрастание.
Эти параллели указывают на возможность выявления закона мудрости, аналогичного закону стоимости (а также иных законов философской деятельности). Что может выступать таким законом? По отношению к мудрости указывалось на некоторые закономерности ("от многия мудрости - многие печали", существование совершенномудрых только в древности, т.е. на исторической дистанции и пр.). Таким образом, что-то есть и формулировка закона мудрости возможна.

О философии

Previous post Next post
Up