На обсуждении моей монографии "Феномен философии: рефлексия дискурса" (2008) возник вопрос: в каком смысле говорится используется термин "феномен"? Вопрошающая - Эвелина Барбашина - имела в виду феноменологию и ее различные версии. Я ответил, что о смысле не задумывался, так как название сформулировано в последний момент. Феномен же понимался в предельно общем смысле.
В последнее время частым оборотом стало выражение "как социокультурный феномен". Авторы и диссертанты, как правило, не раскрывают содержания этого определения.
Нашел только один пример: "Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. … Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом, в ее первичном - деятельностном и технологическом понимании" (Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. С. 327)
В контексте социокультурного подхода понятие социокультурного феномена приобретает категориальный статус. Можно говорить о социокультурной феноменологии. Тема диссертабельная. Достаточно отрефлексировать негромоздкий массив литературы.