А.В. Головнев Антропология движения: мобильность как объясняющий фактор

Aug 03, 2009 19:39




В Екатеринбурге  в издательстве УрО РАН вышла книга Андрея Головнева "Антропология движения", представляющая во многом новый и достаточно оригинальный угол зрения на этническую историю.
Как следует из названия, она концентрируется вокруг стратегий мобильности, присущих человеку в частности и культурам в целом, на материале истории Евразии, в первую очередь на материале морских и сухопутных кочевников и переселенцев севера Евразии.



Человек древности был homo mobilis, «человеком мобильным», для которого движение было привычнее покоя, - отмечает А.Головнев. - Все первые изобретения - метательные орудия, лук и стрелы, лодки и нарты, приручение животных - были совершены во имя преодоления расстояний. А главным преимуществом в древности были сложные пространственные стратегии, поскольку успехи людей зависели не столько от физических данных, сколько от искусства маневров и контроля над освоенной экологической нишей.



Антропология движения, по Головневу, измеряет реальность в единицах действия, ее главными категориями становятся динамика и статика, основными инструментами - мотивационно-деятельностные схемы и историко-антропологические сценарии. Методология конструирует праисторию и историю в живой последовательности мотивов-действий исторических персонажей.



Миграции в Евразии в 9-11 вв.

Согласно концепции А. В. Головнева, со времен неолита до XVII в. нашей эры локальные сообщества земледельцев объединялись магистральными культурами, осуществлявшими ту или иную стратегию движения. Российская государственность в своем формировании была связана с мобильными культурами кочевников морей и степей Северной Евразии: готов, викингов, тюрок, монголов. По его мнению, в судьбе России эти пути пересеклись в виде «норд-русской» (новгородской) и «орд-русской» (московской) традиций.

Говоря о взаимодействии традиций и культур, А.В. Головнев не считает их чем-то жестко ограниченным и полностью сохраняющим себя в истории: "Каждое поколение по-своему воссоздает этничность, пишет он,  и каждый человек заново становится эвенком или казахом. Поскольку поколения рождаются не сплоченными шеренгами, а плавным потоком, сдвиги этничности не всегда заметны современникам; к тому же историческая память постфактум придает происшедшим переменам упорядоченный облик. "



Изучение феномена движения народов и культур, считает А. Головнев, позволит лучше понять механизмы межэтнического и межкультурного взаимодействия не только ушедших, но и сегодняшних времен. Ведь общим свойством магистральных культур разных эпох, включая современную, является контроль над пространством. Сегодняшний homo mobilis - «сидячий менеджер с мобильным телефоном», по выражению А.Головнева - по-своему возрождает кочевой образ жизни, покоряя виртуальное пространство коммуникационных сетей и участвуя в идеологических баталиях в Интернете.
Ссылки:
1. Рецензия на книгу А.В. Головнева на сайте Валерия Тишкова
2. Аннотация книги на сайте Этнографического бюро
3. Континент движения-- статья о книге А.В. Головнева
4. А. В. Головнев в русскоязычной Википедии


антропология движения, народы Сибири, книги, Евразия, народы России

Previous post Next post
Up