Этот пост открывает новую рубрику блога. В ней будут представлены этнографические фотоальбомы различных авторов показавшиеся нам наиболее интересными.
Первым в этой серии становится
собранная Т.Б. Смирновой коллекция фотографий обряда "венчания мертвых" у немцев Сибири. Обычай «Totenhochzeit» у немцев Сибири
Полевые исследования, проведенные в Сибири, свидетельствуют об очень широком распространении обычая «Totenhochzeit» («Свадьба мертвых») среди немецкого населения вплоть до настоящего времени. Материалы по похоронным обрядам и обычаям собирались в этнографических экспедициях, начиная с 1989 г. в южных районах Западной Сибири. Общая схема «Totenhochzeit» такова: в случае смерти девушки ее рассматривают как невесту, одевают в светлое платье, а на голову надевают свадебный венок с фатой - Rosenkranz. Умерших неженатых юношей одевали в свадебный костюм - на лацкане пиджака с левой стороны крепилось украшение из цветов и лент - Strauss. Объясняется этот обычай тем, что брак обязателен для любого человека. Поэтому если он не успел создать семью при жизни, нужно чтобы он прошел через этот этап перед похоронами. Отличительной особенностью этого обычая у немцев является полное отсутствие возрастных границ у мертвых невест и женихов. Если у большинства народов обряд посмертного бракосочетания устраивается для девушек и юношей того возраста, в котором принято вступать в брак или, по крайней мере, достигших половой зрелости, то у немцев нет никаких возрастных ограничений. Немцы в Сибири устраивают «Totenhochzeit» для всех, не состоявших в браке - от грудных младенцев и до старых дев и холостых мужчин любого возраста.
В материалах экспедиций, помимо устных сведений об обязательном погребении молодых людей в свадебной одежде, имеются фотографии, на которых запечатлены такие похороны. Возможно, что длительное сохранение обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, связано, в числе других причин, с той ролью, которая отводилась венку в свадебном обряде. Обязательным элементом немецкой свадьбы является ритуал снятия венка с невесты. У немцев Сибири этот обычай повсеместно распространен до настоящего времени. Раньше после снятия венка на молодую было принято надевать чепец, позже вместо чепца стали использовать платок, но сам ритуал фактически не изменился. В полночь новобрачных усаживают в центре комнаты. Гости становятся вокруг и поют песню (как правило, это песня о прекрасной молодости «Schon ist die Jugend»). Сохранение венка в свадебном обряде имело своим следствием сохранение его значения и в похоронном обряде, Но, конечно, основной причиной длительного сохранения обычая «венчать покойников» у немцев Сибири, является консервация архаики в условиях изоляционного развития.
Т.Б.Смирнова
Венчание мертвых: ЭтноФото
Похороны холостого мужчины.
На груди покойника «Strauss» - свадебное украшение из цветов и лент.
С. Гришковка Алтайского края. Конец 1920-х гг.
Похороны незамужней женщины.
Покойница была девственницей, поэтому, несмотря на возраст, ее хоронили в свадебном платье и венке.
Д. Николайполь Исилькульского района Омской области.
Похороны молодого человека.
Гроб заполнен цветами, на груди покойника свадебный букет.
Девушка, сидящая рядом, была невестой покойного.
Омск. 1941 г.
Похороны молодой девушки. Покойница в свадебном платье и венке.
В большинстве случаев хоронили без обуви, потому что «в рай нужно идти босиком».
С. Глядень Алтайского края. 1957 г.
Похороны семьи.
У мальчиков на груди свадебные букеты, у девочки на голове веночек.
Слева - отец детей, он в обычной одежде.
С. Кусак Алтайского края. 1950-е гг.
Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке.
С. Новоскатовка Омской области. 1995 г.
Похороны девочки 7 лет в свадебном платье и венке.
Вокруг гроба - дети, которые прощаются с покойной.
С. Ананьевка Алтайского края. 1965 г.
Похороны мальчика. Цветы в изголовье покойного.
С. Новоскатовка Омской области. 1954 г.
Похороны мальчика 3 лет.
На груди покойного свадебный букет с короткими лентами.
С. Хортицы Омской области.
Похороны мальчика, возраст - 9 месяцев.
На груди покойного букет без лент. Цветы в изголовье.
С. Хортицы Омской области. 1964 г.
Похороны девочки в свадебном венке, возраст - 6 месяцев.
Д. Екатериновка Алтайского края. 1970-е гг.
Похороны девочки, возраст - 1 месяц.
Веночек надет поверх чепчика. С. Хортицы Омской области. 1980-е гг.
и Венчание живых: ЭтноФото
Молодожены в свадебной одежде.
На груди у дружек «штраусы» - свадебные букеты. В руках у сватов свадебные жезлы.
Когда приглашали на свадьбу, приглашенные привязывали к жезлу ленточку, потом по количеству лент считали гостей.
С. Хортицы Омской области. 1950-е гг.
Молодожены в свадебной одежде.
Венок невесты состоял из головной и наплечной частей.
На груди - цветочная гирлянда.
С. Цветнополье Омской области.
Молодожены в свадебной одежде. На груди жениха «штраус» - букет из цветов и лент.
Ленты должны были быть длинными: чем длиннее ленты, тем дольше будет совместная жизнь молодоженов.
Д. Дегтярка Алтайского края. 1960-е гг.
Молодожены в свадебной одежде.
С. Цветнополье Омской области. 1964 г.
Молодожены Даниил и Анна Гамель.
С. Цветнополье Омской области. 1976 г.
Новобрачные (в центре) и дружки после снятия венка.
Д. Екатериновка Алтайского края. 1973 г.
После снятия венка голову невесте повязывают платком.
После этого молодых, сидящих на стульях, качают на руках, подбрасывают вверх.
С. Новоскатовка Омской области. 1984 г.
Ссылки:
1.
Немцы на Алтае: этническая история и культура. 2.Кагаров Е.Г. Венчание покойников у немцев Поволжья // Советская этнография. ? 1936. ? ? 1. ? С. 106-108.
3.Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. ? Омск: Издательство ОмГПУ, 1998. - 154 с.
4.Смирнова Т.Б. Обычай венчания покойников у немцев Сибири // Этнографическое обозрение. - 2008. - ? 5. - С. 133-144.
5.Totenhochzeit mit Kranz und Krone: Zur Symbolik im Brauchtum des Ledigenbegräbnisses. ? Kassel, 2007. ? 311 S.