Начало и продолжение
здесь.
Итак, Андрогинность вызывает нежелательные ассоциации и потому отрицается ее отражение в нашем мире. Возможно, вернее было бы сказать внутрисущностная гендерность, но это по сути и будет андрогинность, то есть обе энергии, полноценно представленные и взаимодействующие внутри каждого объекта, в том числе и человека. Почему же тогда мы разделены на мужчин и женщин? Можно сказать, что это условие эволюции общей системы, обеспечивающее ее движение в изменении или, собственно, эволюцию. С позиции системного мышления это объясняется очень просто. Каждая живая система для полноценного развития должна включать в себя оба вида базовых энергий, взаимодействие которых дает динамику развития. То есть, рассматривая человека как систему, мы говорим о его целостности (в моей терминологии - андрогинности, что есть энергетическая целостность и самодостаточность). Но беря его как часть более масштабной системы (человечество, Космос), мы говорим о его гендерной ориентации. Все просто. Мы всегда целостны внутри самих себя и гендерно разделены в мире. Можно здесь привести в пример мужчину в аспектах отца, сына, мужа и женщину в аспектах матери, дочери, жены. Все это разные системы, наиболее общее состояние которых будет называться человек. И развитие любой системы - это всегда сочетание внутресистемных и внешнесистемных факторов. Если мы отрицаем энергетическую целостность человека, мы не соблюдаем принцип голографичности (микрокосм тождествен Макрокосму) и не учитываем влияние внутрисистемного процесса. Если мы внутри человека будем находить такое же распределение базовых энергий в процентном соотношении, как и во внешнем мире (гендер), то мы не сможем объяснить механизм перевоплощений человека. Индивидуальность легко проявляет себя в виде любого пола именно в силу своей двуполярности, магнитно накапливая опыт различных энергий в поле этой двуполярности. Это и есть, собственно, эволюция духа, которой на самом деле не существует в силу неделимости и однородности духа-огня, но которая может эволюционировать через материю, доводя через разнополые воплощения ее состояние до полной идентичности единой природе духа. Это и есть суть понятия Духоматерия.
Пожалуй, я понимаю, почему христианские догматики упразднили доктрину перевоплощения. Свободное развитие человека в телах обоих полов говорит о его изначальной двуполости. А если это так, то по закону «как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху» Христос должен быть андрогинен, и Второе Пришествие Христа или пробуждение Христа в каждом сердце человека есть ни что иное, как воссоединение разобщенных начал внутри каждого человека. И отсутствие гендерных ассоциаций при прикосновении даже к условным Обликам Духовных Учителей из этой же области. Их мужская личностная испостась есть, с одной стороны, указание на Их духовную природу, а с другой стороны, есть единственно понятная для восприятия гендерно-ориентированного человечества форма. Я думаю, что глубоко чувствующие Учителей люди всегда ощущают это присутствие Высшей Женственности в Их Обликах.
Те же, кто находится еще на стадии маскулинного восприятия мира, интуитивно не принимают Учителей, ожидая их другими по своему представлению или выбирая более понятное и естественное поклонение Высшей Женственности, что, как ни парадоксально, в большинстве случаев есть чистый и неодухотворенный материализм.
Высшая Женственность всегда гармонична, и ее излияние в мир есть именно ее динамический или мужской, духовный аспект. Невозможно обнаружить проявление Высшей Женственности без движения. А движение есть взаимодействие энергий или начал. Поэтому бессмысленно говорить отдельно о Духе или о Великой Женственности, если мы говорим о ее проявлении в мире. И здесь я не вижу противоречий в наших с уважаемым оппонентом ракурсах рассмотрения структуры мироздания. Вопрос остается только в степени разделенности проявления этих двух начал в нашем мире, или, можно сказать, в гендерной закрепленности различных процессов.
Если быть диалектически точными (что, к сожалению, неизбежно уводит нас в область абстракций), то мы должны сказать, что женственность всегда субстанциональна (материя, форма) или субстанция всегда женственна, а духовность всегда сущностна (дух, содержание) или сущностность всегда духовна. И размышляя в этом направлении, мы приходим совсем уж к оригинальному выводу, что на вершине своей эволюции в нашем мире материя не будет иметь мужских черт, то есть, именно, как и говорит мой коллега, проявленная Вселенная будет Великой Женственностью или Женщиной. Все верно, только при этом уважаемый диалектик не говорит нам, что в таком случае такого явления как мужчина в нашем понимании в мире будущего не будет, и внешняя, субстанциональная природа человека будет женской. Можно обратить внимание на то, что в нашем языке термина, тождественного Великой Женственности по сути и противоположного по знаку нет. Возможно черты именно этого процесса изменения я наблюдаю и называю андрогинностью, хотя правильнее было бы назвать их женственностью. Тогда в Высшем Огненном или Духовном мире мы не обнаружим женских черт, и Дух в своем высшем проявлении всегда будет иметь мужскую природу. Возможно, именно это отражается в значительном перевесе мужских представителей Иерархии Света (я думаю, что Женская Иерархия есть именно женский аспект Иерархии, а не отдельно функционирующее явление).
В таком случае, эти два аспекта изначальной энергии будут, как говорил Н.Ф. Федоров «нераздельны и неслиянны», поскольку функционально они всегда будут разными, а процессуально или даже в результатах своего взаимодействия едины. То есть, любой объект, который мы останавливаем и рассматриваем (это чистая иллюзия, как мы понимаем), всегда будет двуполярен. Но если мы захотим увидеть его функциональность, то есть механизм его деятельности, его роль в каком-либо процессе, то она всегда будет иметь один из полярных знаков. Однако...
__________________
Небольшое отступление.
Мелькнула мысль, что андрогинность интересно выражена в одежде разных народов, где брюки и платье теряют свою гендерную принадлежность и часто становятся некой единой формой. Хитоны, юбки, халаты, тоги и пр. есть нейтральная и подходящая для обоих полов одежда. И она вызывает у нас ощущение красоты без гендерной идентификации... Просто ассоциация... Хотя... вот еще ряд ассоциаций.
Поддержание ярковыраженной маскулинной природы мужского тела в современных условиях всегда требует усиленных специальных занятий. Мы возлагаем ответственность за это на ущербность и деградацию нашей цивилизации, которая лишила человека естественного развития через подвижный образ жизни. Но естественная подвижность никогда не дает того результата, какой достигается мужчинами через специальное накачивание мышц. Видимо, такой результат не является целесообразным в современном мире высокого уровня цивилизации. Наблюдая же за людьми интеллектуальных, артистических, художественных, духовных профессий, мы видим все более закономерную утонченность облика, которая ничуть не препятствует их эволюции. Таких людей становится настолько больше, чем тех, кто, например, у Ефремова и у многих его последователей является эталоном здорового и гармоничного человека, что мне видится довольно натянутой зависимость духовной эволюции и эволюции сознания современного человека от крепости его тела. Утверждение спорное, но те критерии человеческого тела, которые часто выдвигаются как единственно красивые и эволюционные, я больше вижу по телевизору, а не в жизни. И это наводит меня на размышления...
Еще вспомнилась работа нашего мозга на современном этапе. Рождаются новые двуполушарные дети, да и мы начинаем активнее пользоваться обоими полушариями, достаточно легко переходя от образного к логическому мышлению и не чувствуя особой зависимости в этом от нашего пола. Об этом тоже хочется размышлять.
Вспоминаю также состояние человека, захваченного азартом размышления или обсуждения чего-то очень интересного и волнующего из любой области науки, искусства, культуры, философии - в такие моменты человек не помнит свой пол, не соотносит себя с ним, и если бы мы могли сделать мгновенный срез его состояния, то мы вряд ли обнаружили бы в нем четкие параметры гендерной идентичности.
Именно поэтому эпиграфом ко всему моему размышлению я взяла любимые строки стихотворения Арсения Тарковского:
«Я человек, я посредине мира,
За мною - мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост -
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост...»
___________________________
Возвращаясь к Великой Женственности и ее субстанциональности (проявленная Вселенная) мы можем предположить, что человек будущего будет максимально женственным по форме и максимально духовным по сути, и Духоматерия в этом гендерно-неразделенном человеке будет проявлена в единстве и взаимодействии своих полюсов, то есть в своем истинном состоянии. И движение, эволюция за счет присутствия обоих полюсов энергии продолжается в этом едином организме, который есть синтез мужского и женского. Суть этого явления и составляет смысл понятия андрогин. Но ошибочность этого мнения утверждает не только мой оппонент.
«Мудрые космические законы создали человека мужчиной и женщиной не для замены их друг другом, но для дополнения одного другим, создали их не для одиночной жизни, но для жизни парами. Каждый из членов каждой такой пары обладает присущими только ему качествами и свойствами: каждый силен в своей сфере и слаб в другой... Порознь взятые они составляют половинчатое существо и лишь двое они образуют цельную сущность. Мужчина сильнее физически, женщина духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании». А. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».
Продолжая мое философское расследование, я пока остановлюсь на том, что время для таких далеких от жизни рассуждений еще не пришло, потому что эта фаза эволюции еще очень далека, но черты ее уже начали проявляться в видимом мире, и мы не имеем права их игнорировать, а должны найти им разумное объяснение. Если мир развивался изначально из состояния Единства (а это исчерпывающе показано во всех древних источниках, и на современном языке дано в Тайной Доктрине), то на вершине данного цикла эволюции он должен вернуться в это состояние. И то, что мы сейчас не можем себе этого представить, вполне закономерное явление для сознания, которое находится в состоянии гендерной дифференциации. Можно даже сказать, что оно само внутри себя не разделено, но наблюдает это разделение в видимом мире и идентифицирует себя с тем полом, внутри которого оно находится в момент наблюдения. При соединении энергий внутри единого человека, сознание раскрывается в своей полноте и целостности.
Именно это явление я попыталась показать в образе Интегральной Индивидуальности как цели и вершины нашего цикла эволюции. Главное свойство Интегральной Индивидуальности как Субъекта эволюции есть наибольшая гармония взаимодействия противоположных энергий внутри единой системы, по необходимости выявляющей себя через любой полюс и оставаясь при этом целостной, интегральной (принцип самоподобия системы, голографическая парадигма; подробнее это явление я рассматриваю в докладе
«Этика как объективное зеркало эволюции человечества»).
Но это произойдет на очень высокой стадии эволюции, а пока мы наблюдаем это разделение на видимое и невидимое, материальное и духовное, женское и мужское, и наша роль выстроить их правильное взаимодействие. Более того, возможно, в проявленном мире то духовное, что я обозначаю как двуполярное, на данном этапе начинает манифестировать себя как женское. И потому мы не говорим об андрогинности, а говорим именно о роли женщины в наступающей эпохе Матери Мира.
Здесь я полностью перехожу в область рассуждений моего оппонента и сажусь у его ног, внимая и понимая все, что он говорит (подтверждение этому можно будет найти в Post Scriptum).
«На плане физическом творец - мужчина. На плане психическом творец - женщина. На плане высшем не мужчина, но женщина психически оплодотворяет мужчину, являясь активным началом. Это взаимоотношение противоположных полов очень характерно для процесса творчества...» «Грани Агни Йоги».
То, что сейчас женщина все чаще проявляет себя как творец даже в плотном мире, видится мне характерным признаком утончения нашего мира и то самое проявление Тонкого мира в плотном, о котором нас предупреждали Учителя. Ничего не меняется и нарушается в космическом распределении энергий, но мы начинаем видеть ту область мироздания, в которой творит женщина.
«Положительное и отрицательное Начало, активное и пассивное необходимы для всякого творчества. Высокое понятие Начал находит свое отражение в жизни. Явление Начал завершает лестницу жизни и дает отражение свое вниз, по ступеням до конца. На величии Двух Начал зиждется построение Мира и также сущность всякого действия и всякого творчества. Назначение женщины очень высоко. Только крайнее невежество отводит ей функции родильной машины или еще хуже - объекта удовлетворения чувственных потребностей. Пока высокое понимание назначения женщины не войдет в сознание человека, Эпоха Матери Мира на планете не утвердится». «Грани Агни Йоги»
И наш уважаемый певец Высшей Женственности дает величественную картину именно Эпохи Матери Мира, тогда как я пытаюсь говорить о строении мироздания в наиболее общем его виде.
Думаю, что кажущееся противоречие данной дискуссии снято без необходимости менять один из ракурсов рассмотрения. И картина мироздания представляется мне божественно величественной в своей внешней женской субстанциональности, красоте, форме и в своей внутренней духовной, огненной сути, которая есть движение. Однако, у меня остались вопросы к моему оппоненту, на которые я пока не получила ответов. В мире строгой гендерной ориентации, которая подтверждается объективными источниками, я вижу явления, имеющие явные черты андрогинности: Ангелы, Святые, Духовные Учителя, некоторые люди, так или иначе связанные с перечисленными явлениями, и множество процессов, внутри которых участвующие теряют гендерную ориентацию и проявляют качества единства и целостности энергии, где, независимо от гендерной принадлежности участника, женственный аспект выходит на внешний план, определяя форму, а маскулинный или, вернее сказать, духовный уходит глубоко внутрь процесса, определяя его суть. Наблюдая за эволюцией сознания, я вижу не просто качественные изменения, но тенденцию к этим изменениям, которая в своем продолженном виде дает новую (лично для меня) картину будущего человечества.
И в связи с этим, в рамках подготовки к участию в V Ефремовских Чтениях и антропологических размышлений, я надеялась на диалог с одним из наиболее компетентных философов-диалектиков, потому что я снова, как и в докладе 2010 года
«Этика как объективное зеркало эволюции человечества», вижу строго гендерно-ориентированное ефремовское человечество как закономерный, но промежуточный этап на пути к лучистому, энергетически целостному, интегральному человечеству или Махатмам. Я считаю, что антропология ефремовского космизма есть частный случай антропологии космизма в целом, и для полноты понимания должна рассматриваться в его контексте с учетом всех категорий космизма, разработанных лучшими его представителями.
Окончание следует...
_________________________
Дополнительные материалы. Тезисы доклада кандидата философских наук В.И. Алексеевой
«Проблемы русского космизма» на заседании ОНЦ КМ при МЦР 30.10.12