Окончание. Начало и продолжение
здесь. Эту часть размышления о гендерности и андрогинности можно назвать Post Scriptum.
Я люблю форму дискуссии как метод исследования философских вопросов, потому что она дает возможность найти наиболее отточенные формулировки, аргументацию и композицию изложения размышления. Но дискуссия всегда лежит на грани между диалогом и поединком. Поэтому она чревата перегибами. Чем более оппозиционны стороны, участвующие в дискуссии, тем более блестящие озарения мысли их посещают. Если мы обладаем диалектическим, или системным, мышлением, то дискуссия всегда интересна, полезна и красива. Но в запале доказательства одного из диалектических полюсов рассматриваемого вопроса, который избирает каждый из оппонентов, мы часто переносим весь акцент внимания на избранный полюс и капсулируемся в своей однобокой правоте, будучи обречены на уход от синтеза и огня в содержании нашего размышления. Именно поэтому, в интеллектуальных формах выражения сложных космических процессов (вторая сигнальная система) полезно всегда видеть противоположный полюс доказательств. Уважающий себя мыслитель всегда может прийти к конечному выводу с двух сторон. Этот кажущийся парадокс есть отличная тренировка диалектического мышления, когда мы можем полностью аргументировать противоположные точки зрения, понимая, что истинное доказательство будет всегда лежать посередине, в их синтезе. В науке мы отчасти видим это в
критерии Поппера, где истинность доказательства научной теории неизбежно должна подкрепляться возможностью полного ее опровержения (фальсифицируемость).
В дискуссии об андрогинности и гендерности диалектический синтез будет в утверждении, что любые, даже наиболее целостные, космические процессы на определенном этапе эволюции человека могут быть проявлены только гендерно. Мы можем искать и находить отражение изначального единства Духоматерии в нашем мире, но реализовано это будет только через пол, с учетом энергетической специфики. И даже самые нейтральные и однородные процессы без гендерной окраски будут гендерно разделены (осуществлены) при участии в них человека. Однако причиной, а следовательно и мотивацией, гендерного взаимодействия и взаимного устремления начал будет, по моему мнению, не декларативная необходимость или изначальное существование такого взаимодействия (что я усматриваю в призывах моего уважаемого коллеги), а именно изначальное единство разделенной в проявленном мире на полюса единой энергии как объективная данность, имплицитно присутствующая (или имманентно присущая?) и обеспечивающая взаимное тяготение полов.
Космическая мотивация должна лежать вне человеческой воли. Поэтому я думаю, что дело вовсе не в гендерности и андрогинности, а именно в той самой договоренности, в том диалоге и взаимодействии начал, которое осваивает сейчас человечество и которое должно базироваться на объективных причинах. За любой отточенной аргументацией сторон, которые не могут договориться, стоит гендерно-ориентированная мотивация. Об этом я писала, говоря о первом шаге. Но здесь, соблюдая диалектику собственного рассуждения, я, в качестве окончательного вывода, останавливаюсь на эпохе Матери Мира, которая накладывает особую ответственность именно на женщину, транслируя через нее все самые необходимые духовные преобразования.
«Женщина должна занять место сужденное ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения в закладывании основания самого Бытия и пробуждения стимула к творчеству и красоте». Е.И. Рерих.
Но одна поправка к размышлению моего оппонента о Вселенной-Женщине и о современной эпохе женского преображения у меня все-таки есть - это форма подачи его точки зрения в виде мужского диктата, который очень похож на известную иронично-грустную формулу «догнать и причинить добро». Думаю, что именно это послужило причиной того, что я вдруг стала оппонентом в его непротиворечивом утверждении.
Наблюдая за тональностью и формами творчества всех представителей семьи Рерихов, и в особенности Елены Ивановны и Николая Константиновича, я заметила, что Николай Константинович чаще именно утверждает женщину как потенциальную носительницу духа и гармонии.
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают
женщину. Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно и во Благо. Не похвалу женщине говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода». Н.К.Рерих. «Женскому сердцу».
Тогда как Елена Ивановна часто пишет о долженствовании женщины и о самом процессе ее изменения.
«В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничивалась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах... Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные очаги укрепят и украсят ее собственный очаг...» Е.И. Рерих «Письма».
В мире, где на протяжении тысячелетий человечество находится в состоянии гендерной войны, после двухтысячелетнего мужского превосходства, ответственность, возложенная на женщину как восстановительницу равновесия и гармонии Начал, должна быть провозглашена женщиной. Но в этом провозглашении должна присутствовать гармония Начал, которая является прообразом, зерном провозглашаемого. Именно поэтому Великий Владыка транслировал Свой эволюционный призыв к женщине через Женщину.
«Истинная культура мысли растет культурою духа и сердца. Лишь такое сочетание дает тот великий синтез, без которого невозможно постичь все величие, все многообразие и сложность узора жизни человека, в ее космическом беспредельном совершенствовании. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она (женщина) Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества... Пусть именно женщина познает и провозглашает об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Грядущая эпоха несет миру познание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие качества в бессмертных творениях человеческого гения». Е.И. Рерих.
Понять о своем долженствовании женщина должна сама. Мужчина не может больше диктовать женщине и обвинять ее. Он может только поверить в нее и помочь ей, не потакая, но и не управляя ею. Однако тысячелетняя игра и самообман женщины и ей не дают права самостоятельной самооценки. Женщина должна почувствовать невозможность продолжения этой войны полов, которую только она может остановить. Но проверять искренность и глубину своего преображения женщина может только через мужчину.
«Как Учитель творит через учеников, так Женщина творит через мужское начало, потому женщина возвышает мужчину... Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собой...
Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий - поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину. Все силы Света ждут этого подвига...» Е.И. Рерих.
_________________
Большое отступление.
Как ни парадоксально прозвучит, но говоря о потенциальной энергетической самодостаточности человека и о возможности его одиночества на пути духа, я не говорю о его гендерной обособленности в нашем мире. Просто рамки его энергетического взаимодействия с противоположным полом расширяются и постепенно выходят на космический простор. В своем размышлении я попыталась привлечь внимание к равноценному с гендерным выходу из инферно разобщенного мира. Таким выходом я считаю выход за рамки чувственности и включение в повседневные этические нормы человека пребывание в полях гендерно-неориентированных процессов, в число которых входит дружба, сотрудничество, коллективные процессы познания, творчества, путешествий, благотворительности, игры, театра и пр. Состояние дружбы лично я всегда ценила значительно выше, чем чувственные отношения (кстати, оригинальный пример дружбы не как разнополого или однополого, а именно как андрогинного союза сознаний (!), с постоянной сменой гендерных ролей, дан на примере пары Джон-Шерлок в новом английском сериале «Шерлок Холмс»).
Эти перечисленные мной процессы не отменяют проявления человеком своего пола, но более естественным способом выводят нас на равноправное взаимодействие, чем выяснения гендерной правоты в предстоящей эпохе изменения человека. Паритет взаимодействия между полами, безусловно, может достигаться как гендерно, так и общечеловечески. Это и будет тем самым синтезом на пути к ноосферному будущему. Именно о таком человеке как целостной голограмме внутри и гендерно проявленном вовне писал Владимир Соловьев, философия которого пропитана идеей андрогинной природы Вселенной и человека:
«Истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих. Осуществить это единство, или создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви...»
Лично я невольно (в виду очень малой осведомленности об этих доктринах) совпадаю больше с парадигмой Соловьева, нежели, например, Платона (хотя в Платона стоит погрузиться внимательнее...).
«Исследователи творчества Соловьева, говоря о понятии андрогинизма, отмечали специфическую особенность в его определении. Древнегреческий философ Платон рассматривал это понятие как данность, относящуюся к прошлому человечества. У русского философа андрогинизм задан и относится к будущему...» К.В. Шабалкина.
«В пределах своей данной действительности человек есть только часть природы, но он постоянно и последовательно нарушает эти пределы; в своих духовных порождениях - религии и науке, нравственности и художестве - он обнаруживается как центр всеобщего сознания природы, как душа мира, как осуществляющаяся потенция абсолютного всеединства, и, следовательно, выше его может быть только это самое абсолютное в своем совершенном акте, или вечном бытии, т. е. Бог». Влад. Соловьев.
Это тема отдельного исследования. Возможно, через какое-то время мы обратимся в наших размышлениях об андрогинности мироздания к Платону, Якобу Бёме, Владимиру Соловьеву, Николаю Бердяеву. Но это будет позже.
Также мы увидим, погрузившись в сравнительное исследование индуистского и буддийского тантризма, одно очень важное различие в мировоззрении участников дискуссии.
«Представление о Шакти - божественной силе, творческом женском аспекте высочайшего Бога (Шивы) или его эманации не играет никакой роли в Буддизме, в то время как в индуистских тантрах это представление о силе (Шакти) занимает главное место. Центральной же идеей тантрического Буддизма является ПРАДЖНЯ - предзнание, интуиция, мудрость.
Для буддистов Шакти - это майя - сила, творящая иллюзию, от которой нас может освободить только праджня. Поэтому цель буддиста - не знакомство с силой или соединение себя с силой вселенной, он не стремится стать ее инструментом или овладеть ею, а наоборот, пытается освободить себя от тех сил, которые заставляют его пребывать в круговороте жизни и смерти, которые веками держат его, как заключенного, в сансаре. Он борется с влиянием этих сил, однако не пытается их отрицать или разрушить, а преобразует в огонь Знания, в пламень Мудрости так, что они становятся силами Просветления, которые, вместо того чтобы и далее творить дифференциацию, обращают свое движение в противоположное направление, стремясь к единству, целостности и полноте...» Лама Анагарика Говинда «Основы тибетского мистицизма».
Из этой цитаты можно увидеть, что мой уважаемый оппонент (как и сам И.А. Ефремов) созвучен и большой частью своего взгляда на мир находится в пространстве индуистского тантризма, а я нахожусь в самом центре буддийского тантризма. Вот мы и фехтуем, смотря на проблему с разных сторон.
Здесь же хорошо видно ту самую развилку в эволюционных механизмах, которую я однажды увидела в символическом понятии Гетера (отдельная тема).
____________________________
Продолжая разговор о преображенной женщине, скажу: если рядом с женщиной мужчине становится тепло, и он радостно трудится, созидая все, на что его смогла вдохновить женщина - значит она является представительницей Матери Мира на Земле и благом для уставшего от разобщения мира. Но индикатором этого будут не слова мужчины или женщины, а только созидательные дела вокруг них.
«Всякого человека должно судить по его делам», - сказал Сервантес, отсылая нас к древней мудрости.
Но сфера женского самопроявления не может быть ограничена ни одной областью. Наоборот, мужчина должен использовать характерное для новой эпохи устремление женщины в различные области организации жизни, должен последовать за ней, расширяя сферу эротического (гендерного в терминологии моего оппонента) танца энергий до безграничности. В любой области, без разделения на мужскую и женскую прерогативу, женщина может сейчас мощно проявить себя, оставаясь при этом женщиной. И не только может проявить себя, но и дать новое звучание мужской силе в этих областях, явив созвучие. И на деле мы видим уже немало таких примеров.
И поэтому, гармоничное завершение любой дискуссии - обратиться к живой ткани происходящего вокруг нас, где мы всегда можем увидеть разницу между серыми, унылыми буднями, съедающими радость и сверкающим восторгом созидательного вихря. Сколько бы мы не утверждали себя и свое мнение и не разоблачали несовершенство самих себя и окружающих нас людей, ни одно слово никогда не перевесит дела. И если слова заходят в тупик - обратитесь к делам. Они рассудят...
_____________
Небольшое отступление.
Вспомнилась гениальная фраза китаеведа Бронислава Виногродского в одном интервью:
«Говорят, что красота спасет мир. Хотелось бы знать методологию процесса...»
Перефразируя Бронислава, я могу с уверенностью сказать то же самое в контексте темы нашей дискуссии:
«Говорят, что взаимодействие Начал спасет мир. Хотелось бы знать методологию процесса...»
Речь снова о том самом первом шаге, о котором я уже писала. Н.К. Рерих дал всю методологию в одном слове-кристалле: «Осознание красоты спасет мир». Добавив это слово-кристалл в нашу формулу взаимодействия Начал, мы увидим выход. Заметьте: не осуществление, а именно осознание, которое заключает в себе осознанное осуществление любого процесса. Осознание нашего гендерного взаимодействия - это и есть размышления, диалоги, сотворчество и сотрудничество мужчины и женщины в максимально возможном количестве областей нашей современной жизни. И совершенно неприемлема никакая «гендерная экспертиза» со стороны одного из полов. Критерием могут служить только радость и творческие результаты.
_________________
И чтобы еще раз показать моему уважаемому и очень ценному оппоненту, что я солидарна с его точкой зрения и всего лишь обозначила некоторые вопросы внутри его размышления, на которые продолжу ждать ответов, я в завершу мое философское путешествие двумя цитатами, которые я не могу не принять, несмотря на все мои философские поиски.
«Мудрые космические законы создали человека мужчиной и женщиной не для замены их друг другом, но для дополнения одного другим, создали их не для одиночной жизни, но для жизни парами. Каждый из членов каждой такой пары обладает присущими только ему качествами и свойствами: каждый силен в своей сфере и слаб в другой... Порознь взятые они составляют половинчатое существо и лишь двое они образуют цельную сущность. Мужчина сильнее физически, женщина духовно, мужчина более развит интеллектуально, женщина интуитивно. И лишь когда они друг друга дополняют тем, чем силен один и слаб другой, они правильно выполняют свое назначение в мироздании». А. Клизовский «Основы миропонимания новой эпохи».
«Женщина настоящей Расы, - сказано в Учении, - приближается к высшей точке в идущем Цикле, и каждая женщина, которая поможет спасти мужчину от его низшего «я» тем, что она сама не будет уступать соблазнам, которые и ее низшая природа будет ставить на ее Пути, и, таким образом, утверждая существование высшей фазы жизни, эта женщина сделает больше для спасения Расы, к которой они оба принадлежат, нежели любой мужчина, как бы ни был он велик, может сделать в идущем Цикле.
Грядущая Эпоха будет Эпохой Женщины, и потому именно женщина будет призвана, в конце концов, к суровой ответственности за безнравственность нашего века больше, нежели мужчина. Грядущее время приносит великую возможность для женщины, потому Я снова обращаюсь к вам, дочери Света, молитесь, чтобы Бог, который внутри вас, помог вам сохранить чистоту». Е.И. Рерих.
В мире нет ничего прекраснее, чем любовь мужчины и женщины. И восторг от мужской красоты для меня как для женщины сейчас обретает черты всё большей необходимости. Именно в этом я вижу сейчас свободу своего сердца.
В красивом китайском фильме «Герой» есть замечательные слова, которые мне очень созвучны.
«Я отвезу тебя в свой дом, где больше не будет мечей, не будет бойцов, только мужчина и женщина...», - говорит своему любимому мужчине женщина.
«Всё под небесами!» - говорит мужчина, не ощущая больше меча ни в руке, ни в сердце, и прекращая войну.
И торжественным гимном в завершении нашего путешествия пусть прозвучат Слова Учителя, данные через Женщину.
«Урусвати знает, что эволюция, даже самая стремительная, должна быть планомерна, иначе хаос зальет. При таком положении особенно трудно совладать со свободной волей. Даже разумные люди не могут иногда сопоставить личное с эволюционным. Сроки мировые они не связывают с личными. Такие непонимания могли бы быть безвредны, если бы не начиналось противоборство свободной воли. Такие поединки причиняют огромный вред. Человек упрямо упирается в своем представлении и не хочет допустить, что могут быть иные решения. На такие умиротворения свободной воли тратится много энергии. Итак, когда Мы говорим о зоркости и подвижности ума, Мы хотим предотвратить пагубные следствия упрямства. Также когда Мы говорим о единении, Мы имеем в виду очень важное достижение.
Правильно замечено, что так называемый комплекс бессмертия есть одинаковое напряжение всех энергий. Именно такое единение создает самое высшее состояние. Но люди не хотят приучиться к свободному единению. Они считают совет о единении чем-то отвлеченным и сетуют, что Руководитель не дает действенного указания. Между тем, подготовка единения энергий есть наиболее жизненная основа. Эта подготовка должна происходить среди обихода. Живая Этика состоит в том, чтобы приучить себя быть сознательным во всем. Но именно люди уклоняются от таких каждодневных упражнений.
Нередко они изобретают такую медитацию, которая граничит с полной нежизненностью. Люди пытаются управлять высшими планами, но забывают о своих ближайших назначениях. Греческий философ говорил: «Кто умеет управлять домом, тот может править и государством». Конечно, домоправительство понимается не как варка похлебки, но в смысле сознательного общего усовершенствования.
Урусвати правильно собирает письма о единении, их очень много. Но если бы вы знали, сколь несчетно Мы твердим о том же! Можно посылать такие письма для напоминания в разные страны. О единении люди должны слышать как о хлебе насущном. Если кто станет уверять, что он достаточно слышал о единении, это будет верным признаком его ненадежности. Со временем каждое слово о единении найдет применение. Великое свободное единение будет ступенями эволюции.
Мыслитель говорил: «Не могу поспеть за небесными телами, но мне все-таки доверено созерцание их величия». «Надземное».
Ом Рам!
_________________
В качестве бонуса для тех, кто приветствует интеллектуальное и философское познание мира, и для тех, кто не приветствует - замечательная
подборка афоризмов с тегом «Знания и ум», которую я нашла в сети в процессе работы над эссе. Есть просто волшебные жемчужины на все вкусы! Можно ни о чем не дискутировать, а просто почитать афоризмы, и все станет ясно :)