Уфимский метрополитен || ТЭО первой очереди (1988)

Jan 23, 2021 18:14

Статья "Первая очередь метрополитена в Уфе" (1988) из журнала "Метро" за 1994 год рассказывает о втором, более позднем технико-экономическом обосновании строительства метрополитена в Уфе:

В.Лебедев директор института "Нижегородметропроект",
Х.Закиров начальник дирекции строящегося метрополитена,
А.Сандаков главный инженер проекта.

Институтом "Нижегородметропроект" в 1988 году было разработано ТЭО проектирования и сооружения пускового участка метрополитена в Уфе от станции Промышленная (от Промзоны в районе железнодорожной станции Бензин) до станции Бульвар Муссы Гареева (пересечение проспекта Октября и Строительной улицы), а далее до Театральной (пересечение улиц Ленина и Октябрьской революции). Материалы выполнены в объёме, необходимом для закрепления технической зоны строительства. К сожалению, принятое Союзным правительством решение о приостановлении работ в десяти крупнейших городах страны (в том числе и в Уфе) отодвинуло сроки утверждения ТЭО и разработки проекта Первой очереди метрополитена в столице Башкортостана. И только в ноябре 1992 года ТЭО было согласовано с Советом Министров республики Башкортостан, а в феврале 1993 г. Выдано задание на подготовку проекта. В сентябре 1993 г. "Нижегородметропроект" завершил работы над проектом Первой очереди метрополитена от станции Промышленная до Бульвара Муссы Гареева и передал заказчику - мэрии города Уфы для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

Уфа - столица республики Башкортостан, крупный промышленный, научный и культурный центр России. Город расположен на правом берегу реки Белой, при впадении в неё рек Уфы и Дёмы. С севера на юг он простирается на 40 км, с запада на восток на 15 км. Площадь Уфы составляет 480.4 кв.км, в том числе селитебная территория - 151.14 кв.км. Население города на 01.01.1994 приблизилось к 1200 тыс. человек.

Природные условия и размещение промышленности определили формирование города в виде нескольких характерных районов, отстоящих друг от друга на значительном расстоянии: селитебные - южный (старая Уфа), центральный и северный (бывший Черниковск), а также северный промышленный. Слияние двух агломераций - старой Уфы и Черниковска в единую обусловило большую удалённость друг от друга главных пассажирообразующих зон. Расстояние между центрами северной и южной частей Уфы - 14 км. Дальность поездки пассажиров из северного и северо-восточного жилых массивов составляет 27 и 24 км. При скоростях движения массового наземного пассажирского транспорта 15-18 км в час время поездки по этим направлениям при благоприятных условиях составляет 1.5 ч. По планировочным условиям и рельефу местности на узком участке шириной около 2 км между северным и южным районами города развитие транспортных магистралей ограничено. Из двух, проходящих здесь, только одна - проспект Октября приспособлена для организации массового пассажирского движения. По второй магистрали - улице Российской осуществляются в основном грузовые перевозки. Жители пользуются тремя видами общественного транспорта: трамваем, троллейбусом и автобусом. Железную дорогу, проходящую по территории города в меридианальном направлении, нельзя эффективно использовать в качестве пассажирского транспорта из-за её удалённости от жилых кварталов, а подход и подъезд к ней при пересечённом рельефе местности затруднён. Общая протяжённость транспортной сети города составляет 258 км при плотности 1.7 км на кв.км с подвижностью населения (количество поездок на одного жителя в год) - 340. Сложившаяся система магистралей является недостаточной для организации нормальных транспортных связей между районами города, особенно в направлении север-юг, по которому сформировались основные пассажиропотоки. Средние затраты времени на поездку составляют 46 мин, максимальные 2.5 ч. Эти обстоятельства определили необходимость создания скоростного внеуличного транспорта.

В 1981 году Государственная экспертная комиссия Госплана СССР, рассмотрев комплексную транспортную схему Уфы, одобрила применение метрополитена для решения проблемы массовых пассажирских перевозок к расчётному сроку - ориентировочно 1995 год. При этом учитывался тот факт, что невозможно улучшить обслуживание населения за счёт развития только наземных видов массового пассажирского транспорта, так как скорость его сообщения, особенно в зимний период, слишком мала в условиях стеснённой улично-дорожной сети при требуемом объёме перевозок до 30 тыс. пассажиров в час пик в одном направлении.

Проектируемый участок Первой очереди метрополитена в Уфе расположен в северной селитебной зоне. С севера (ст. Промышленная) он вплотную подходит к промзоне, а с юга - к центральной селитебной (ст. Бульвар Муссы Гареева). В районе прохождения трассы в зоне пешеходной доступности расположены крупные промышленные предприятия (нефтеперерабатывающий завод, моторостроительное производственное объединение, фанерный комбинат и др.), а также высшие и средние учебные заведения, клубы, дворцы, культуры, кинотеатры, рынки, парк им. Калинина, предприятия торговли. Направление первой линии метрополитена принято с учётом обслуживания крупнейших пассажирообразующих узлов. Она проходит от северной промышленной зоны в районе железнодорожной станции Бензин, далее вдоль улицы Ульяновых, проспекта Октября, улицы 50-летия Октября до пересечения улиц Ленина и Октябрьской революции. Протяжённость трассы с веткой в депо - 18.28 км. Электродепо расположено в районе улиц Инициативной и Дмитрия Донского. На первой линии предусматривается строительство 13 станций: Промышленная, Первомайская, Ульяновых, Индустриальная, Парковая, Бульвар Муссы Гареева, Площадь Ленина, Октябрьская, Спортивная, Дустык, Молодёжная, Революционная, Театральная. На станциях Парковая и Революционная запланирована возможность пересадка на перспективные линии. Строительная длина трассы - 17.11 км, эксплуатационная - 16.47 км, а Первой очереди соответственно - 8.1 км и 7.3 км, количество станций - 6.

При мелком заложении сооружения метрополитена будут располагаться в полутвёрдых глинах общесыртовой свиты, акчагальских и шешминских глинах. Грунтовые воды на участке Промышленная - Индустриальная находятся на уровне 2-4 км от поверхности земли. При раскрытии котлована будет происходить стекание воды по стенкам. Водопритоки ожидаются до 3 кубометров в час. Удаление воды будет производиться с помощью открытого водоотлива. Грунтовые и подземные воды не агрессивны к плотным бетонам. На участке Индустриальная - Бульвар Муссы Гареева они расположены ниже основания сооружений.

Пассажиропотоки на проектируемом участке ожидаются в 2010 г. 168 тыс. человек в сутки, или 49 млн в год; в 2030 г. соответственно 173 тыс. или 50.5 млн. Для перевозки пассажиров предусматривается обращение на первый период эксплуатации 27 пар пятивагонных поездов. Наибольшая нагрузка - 22.9 тыс. человек в час пик будет на перегоне между станциями Парковая - Бульвар Муссы Гареева. На Первой очереди метрополитена запроектирована эксплуатация вагонов модели 81-720 и 81-721. Скорость движения составит 42 км в час, от станции Промышленности до Бульвара Муссы Гареева - 10 мин.

Станция Промышленная с оборотными тупиками - колонного типа из сборного железобетона с шагом колонн 6 м и двумя подземными вестибюлями, объединёнными вестибюлями с подуличными переходами лестничными подъемами. Первомайская и Бульвар Муссы Гареева - односводчатые. Своды - из монолитного железобетона. Станции - с двумя подземными вестибюлями, соединённые с подуличными переходами лестницами. Станция Ульяновых - типовая колонного типа из сборного железобетона с шагом колон 4.5 м, с двумя подземными с подуличными переходами трёхленточным эскалаторным подъёмом в вестибюль №1. Индустриальная - в конструкциях по типовым проектам ТС-121, ТС-122 с двумя боковыми платформами и одним наземным вестибюлем с лестничным подъёмом. Парковая - колонного типа, из сборных железобетонных элементов, с двумя подземными вестибюлями, соединяющими с подуличными переходами лестничным маршем в вестибюль №2 и эскалаторным подъёмом в вестибюль №1. Все эскалаторы предусмотрены типа ЭТ-12.

Обделка перегонных тоннелей закрытого способа работ на участках Промышленная - Первомайская - Ульяновых и Парковая - Бульвар Муссы Гареева запроектирована чугунной; открытого способа на перегонах Ульяновых - Индустриальная - Парковая и ветка в депо - сборной железобетонной с наружной оклеечной изоляцией из гидростеклоизола. Притоннельные сооружения и тупики за станциями Бульвар Муссы Гареева и Промышленная приняты по типовым проектам ТС-187, 188, 114. Архитектурная отделка станций, вестибюлей и переходов запланирована из материалов в основном местных месторождений.

Для станций и тоннелей предусматривается система приточно-вытяжной реверсивной вентиляции. Энергоснабжение Первой очереди метрополитена рассчитано на движение 40 пар пятивагонных поездов в час. Питание тяговой сети напряжением 825 В постоянного тока принято по децентрализованной системе от сети подземных совмещенных тягово-понизительных подстанций.

Для обеспечения безопасности, организации и регулирования движения поездов запроектирован следующий комплекс устройств АТДП:
- автоматическое регулирование скорости (АРС, резервированная система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов "Днепр");
- электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ);
- автоматическая блокировка (АБ).

Комплекс средств связи линии состоит из центральных устройств узла связи инженерного корпуса, магистральных кабельных сетей, местных станционных устройств на станциях и прилегающих к ним участках перегонов. Центральные устройства связи включают в себя аппаратуру:
- поездной радиосвязи системы "Транспорт";
- РСДТ-4-61 для организации диспетчерских связей;
- магнитной записи для регистрации диспетчерских переговоров;
- громкоговорящего оповещения;
- автоматическую телефонную станцию типа «Квант» на 1024 номеров с программным управлением и с использованием волоконно-оптических кабелей в качестве магистральных.

Для оперативного управления на станциях с прилегающими перегонами предусмотрены телефонные коммутаторы КТС-14 и КТС-12, установки громкоговорящего оповещения "Верба-М", устройства теленаблюдения. Для автоматизации и диспетчеризации технологических процессов линия метрополитена оборудуется автоматизированной системой управления АСУ ТП на базе управляющей вычислительной техники с использованием для организации каналов передачи информации волоконно-оптических кабелей.

С целью обеспечения персонала и пассажиров запроектированы автоматические системы:
- на базе микропроцессорной техники для контроля прохода в тоннели и падения на путь в пределах платформенной части станции предметов и людей;
- охранной и пожарной сигнализации;
- водяного и газового пожаротушения.

Для контроля на станциях параметров воздуха и систем тепловодоснабжения предусматривается внедрение автоматизированной системы на базе микропроцессорного многоканального преобразователя Ш-711. Автоматизация управленческих функций на линии обеспечивается с помощью системы АСУП на базе персональных ЭВМ с организацией необходимого числа автоматизированных рабочих мест в подразделениях метрополитена, объединенных в единую вычислительную сеть. На главных путях запроектирована укладка рельсов Р-50 на деревянных шпалах со скреплениями типа "Метро".

Все станции открытого способа работ возводятся в котлованах с временной крепью: перегонные тоннели на участках от станции Промышленная до Ульяновых и Парковая - Бульвар Муссы Гареева сооружаются щитовым комплексом КТ-5,6Б2; Ульяновых - Парковая и ветка в депо - открытым способом в котлованах со свайно-растрельным креплением.

Общий срок строительства составляет 8 лет. Основные работы будут вестись Тоннельным отрядом № 46, УС-30, а также с привлечением специализированных организаций по монтажу оборудования, отделочным процессам, переустройству наземных и подземных коммуникаций.

В состав Первой очереди входит также инженерных корпус, основное электродепо, здания служб метрополитена, объединенных мастерских, жилого дома, базы комплектации оборудования Дирекции строящего метрополитена. В проекте предусмотрены соответствующие мероприятия по охране водоемов, воздушного бассейна, подземных вод, защите жилых зданий от шума и вибраций.
 

Уфа, Уфимский метрополитен, проекты, нереализованное, метро

Previous post Next post
Up