Безупречная парижанка и законодательница мод - Габриэль Дорзиа (1880 - 1979).

Feb 08, 2017 00:44








Безупречная парижанка и законодательница мод - Габриэль Дорзиа (1880 - 1979).

Наверное, каждый второй человек назовёт Париж - мировой столицей моды, а парижанок - законодательницами в мире моды. Известны имена великого множества выдающихся французских дизайнеров и модельеров, но мало кто знает, что огромный вклад в этот имидж Парижа внесла блистательная актриса Габриэль Дорзиа.
Урождённая Габриэль Леони Мари Одиль Сигрист появилась на свет в 1880 году в городе Эперне в семье виноторговца. Как и любая дочь зажиточного буржуа, она получила хорошее образование в христианском интернате, а затем в элитной школе в Париже. Однако, в 17 лет Габриэль пошла против воли матери и поступила в консерваторию, рассчитывая стать звездой сцены. Для девушки из состоятельной семьи такая стезя считалась аморальной и мать фактически порвала все отношения с дочерью. Взяв себе псевдоним Габриэль Дорзиа, юная дебютантка выходит на театральную сцену в 1898 году в Брюсселе, а уже в 20 лет покоряет подмостки Парижа. Головокружительный и столь ранний успех девушки примирил мать с профессией дочери и семья вновь воссоединилась.
Стремительный взлёт новой звезды был обусловлен сразу несколькими особенностями, выделявшими её из большой стаи старлеток, ежегодно выпускаемых театральными школами. Во-первых, Габриэль обладала великолепной дикцией. Во-вторых, имела потрясающую интуицию, позволявшую ей подбирать для себя лучшие роли в современной драматургии. В-третьих, обладая гордой осанкой, врождённой элегантностью и природным очарованием, актриса просто влюбляла в себя и зрителей и критиков. И наконец, будучи очень открытой и общительной девушкой, Габриэль Дорзиа сразу вошла в круг парижской богемы: среди её друзей были писатели Анри Батай, Анри Бернштейн, Робер де Флер, Жан Кокто, Жан Жироду. Особую роль в жизни молодой актрисы сыграло знакомство с начинающим модельером Коко Шанель, переросшее в длительную дружбу. Габриэль Дорзиа стала первой публично носить шляпки и платья от Шанель и мгновенно превратилась в законодательницу парижской моды, превратив молодую Коко Шанель в популярнейшего дизайнера одежды своего времени. Именно Габриэль Дорзиа не только обратила внимание всего мира на молодого дизайнера, но и привлекла в Париж ценителей моды, во многом способствовала приобретению Парижем статуса мировой столицы моды.
Успех привёл Габриэль Дорзиа в знаменитую труппу Комеди-Франсез, где она стала примой, исполнявшей все роли классического репертуара. Полюбоваться игрой актрисы приходили сильные мира сего, среди которых часто бывал и президент Франции Рамон Пуанкаре. Оценив широчайший актёрский диапазон Габриэль, актриса Сесиль Сорель сказала ей: «Ты - счастливица! Ты сможешь играть до глубокой старости». Эти слова оказались пророческими. Когда началась Первая Мировая война, Габриэль Дорзиа отправилась с труппой театра в США, чтобы собирать деньги для беженцев. Снискав успех в Америке, актриса уже после войны объехала с гастролями Канаду, страны Южной Америки и Европы. Это турне принесло ей мировую славу и Дорзиа вернулась в Париж настоящим триумфатором. В 1922 году 42-летняя звезда сцены дебютирует в кино в картине «Инфанта в розовом». Но работа на съёмочной площадке и получившийся немой фильм не понравились Габриэль и она сделала вывод о том, что кино не её стихия. В 1924 - 1925 годах актриса вновь отправилась в мировое турне, которое оказалось судьбоносным: во время гастролей в Египте Габриэль Дорзиа встретила любовь всей своей жизни графа Мишель де Зогеба, двоюродного брата египетского короля Фуада, и вскоре пара поженилась. Несмотря на то, что замужество в её жизни случилось только в возрасте 45 лет, Габриэль никогда не распространялась о своей личной жизни до брака, хотя газеты много судачили о её романтических отношениях с актёрами Луи Жуве и Люсьеном Гитри, а также об очень близкой дружбе с драматургом-бисексуалом Жаном Кокто, которого актриса всегда яростно защищала от нападок гомофобных СМИ. Ожидать появления детей в этом позднем браке, конечно, было нельзя, но актриса обрела своё женское счастье и прожила с мужем 40 лет вплоть до его смерти. Сама она в шутку говорила: «Я - неверная жена: всю жизнь изменяю своему мужу с театром».
В 1936 году после спектакля в гримёрку к Габриэль Дорзиа ворвался русский эмигрант режиссёр Анатоль Литвак и воскликнул: «Почему вы не снимаетесь в кино?!». Дорзиа парировала: «А почему вы не предлагаете мне достойные роли?!». Итогом шутливой словесной дуэли стал общий фильм «Майерлинг» (1936), где 56-летняя Габриэль блистательно сыграла стареющую императрицу Сисси. Успех фильма был велик по обе стороны океана, но роль Габриэль Дорзиа снискала восторженную реакцию не только публики, но и критиков. Начался тридцатилетний роман уже немолодой актрисы с кинематографом. Один за другим на экран вышли фильмы с участием Габриэль Дорзиа, составившие золотой фонд французского кинематографа: «Самсон» (1936), «Дама Малакки» (1937), «Мюлленард» (1938), «За фасадом» (1939), «Конец дня» (1939), «От Майерлинга до Сараева» (1940). Актриса сама выбирает для себя сценарии, предпочитая роли аристократок, коронованных особ, матрон, но больше всего обожая играть злодеек, которых ей предлагали крайне редко. Актриса признавалась: «Играть добродетель слишком просто и потому не интересно…»
В то же время Габриэль Дорзиа продолжала покорять публику с театральной сцены: она становится первой исполнительницей ролей в пьесах своих друзей Жана Жироду «Электра» и Жана Кокто «Ужасные родители». С началом Второй Мировой войны и оккупацией Франции нацистами Габриэль Дорзиа не последовала примеру многих коллег, уехавших за океан, и осталась в оккупированной стране, продолжив работать в театре и кино. В этот период вышло несколько фильмов с её участием «Первая встреча» (1941), «Святые путешественники» (1942), «Волк Мальвенера» (1942), «Барон-призрак» (1943), «Он приехал в день поминовения» (1943), «Дамские тряпки» (1944), «Фальбала» (1944), а также актриса исполнила роли в спектаклях Жана Кокто «Печатная машинка» и «Семейный обед», ставшие классикой театра. Габриэль Дорзиа грамотно чередовала роли в комедиях, драмах, триллерах и даже хорроре, закрепив за собой статус актрисы, которая умеет играть абсолютно всё.
После войны Габриэль Дорзиа продолжала неустанно работать, удивляя зрителей и критиков новыми ролями в фильмах «Господин Венсан» (1947), «Зеркало» (1947), «Рюи Блаз» (1947), «Завтра будет слишком поздно» (1950), «Божье правосудие» (1952). Но поистине эпохальными стали роли в картинах «Ужасные родители» (1948) и «Манон» (1949), после которых актрисе стали посыпались предложения из Голливуда, а также из Англии и Италии. За роль хозяйки борделя в фильме «Манон» Габриэль Дорзиа была удостоена высшей кинематографической награды Франции. В 70 лет в жизни актрисы начался новый период - международная кинематографическая карьера, она играет в фильмах выдающихся режиссёров: Анатоля Литвака «Акт любви» (1952), Витторио Каттафави «Травиата-53» (1953), Джорджа Ситона «Маленький мальчик потерялся» (1952), Кристиана-Жака «Мадам Дюбарри» (1954), Анри-Жоржа Клузо «Шпионы» (1957), Кармине Галлоне «Поликушка» (1958), Роберта Съодмака «Катя - некоронованная царица» (1959), Джина Келли «Жиго» (1961). Габриэль Дорзиа играла в компании Керка Дугласа, Жана Габена, Пьер Анжели, Бинга Кросби, Джина Келли, Жана Рошфора, Жан-Клода Бриалли, Жан-Пьера Касселя и многих других молодых звёзд. Однозначным признанием заслуг актрисы стало приглашение её в жюри Каннского кинофестиваля в 1952 году. В то же время Габриэль Дорзиа блистательно сыграла роль Агриппины в спектакле «Британник», положив в свою копилку ещё одну выдающуюся театральную работу. Несмотря на солидный возраст, актриса продолжала активно работать и в 1960-е годы, снявшись в популярных фильмах «Жерминаль» (1962), «Обезьяна зимой» (1962), «Ступени супружеской жизни» (1962), «Сирано и д'Артаньян» (1964), «Самозванец Тома» (1965).
Успешная почти семидесятилетняя карьера звезды была прервана личной трагедией - в 1964 году скончался её супруг Мишель де Зогеб. Смерть мужа стала потрясением для актрисы, она приняла решение уйти из профессии. Габриэль Дорзиа покинула Париж, поселившись в курортном городке Биарриц на юге Франции и начав писать мемуары. В 1968 году вышла в свет книга актрисы «С видом на сад», где она достаточно откровенно и подробно рассказала о своей жизни и о своих друзьях из мира французской богемы.
Блистательная звезда французского театра и кино Габриэль Дорзиа скончалась в 1979 году, не дожив 56 дней до своего столетнего юбилея. Её именем был назван театр на 850 мест в её родном городе Эперне.
Previous post Next post
Up