Часто бывает так, что актёры и актрисы, ставшие живыми легендами сцены, недолюбливают кино и усиленно его сторонятся. Тем интереснее бывать наблюдать за тем, как гениальная театральная актриса создаёт свосем иные образы на экране, перевоплощаясь в полную противоположность тому, что стало её уделом на сцене. Кто из нас не помнит уборщицу квартиры Грегори Пека, выставляющую из ванной Одри Хепберн, в фильме «Римские каникулы» или суровую горскую матушку Уго Тоньяцци в гей-комедии «Клетка для безумцев-2»? Колоритные и очень запоминающиеся роли, сыгранные филигранно актрисой Паолой Борбони. Но мало кто знает, какую выдающуюся роль сыграла эта женщина в истории итальянского театра!
Паола Борбони родилась в Парме в первый день 20 века - 1 января 1900 года! Поэтому впоследствии часто шутила: «Я - первая актриса 20 века». Её отец Джузеппе Борбони был оперным импрессарио и потому вхож в дома театральных знаменитостей, а его дочери Паола, Анна и Елена с ранних лет вращались в мире театра. Но только старшая, Паола, выбрала своим призванием сцену.
По протекции отца уже в 16 лет Паола Борбони дебютировала в труппе Альфредо де Санктиса. Это была пьеса «Цветок жизни». Не имея актёрского образования, Паола сразу ощутила свой дилетантский уровень и поступила учиться к известной актрисе Терезе Боэтти Валвассура. И всё же рассчитывать на главные роли юной дебютантке не приходилось, так как в театре царила прима - прославленная актриса Ирма Граматика, ученица великой Элеоноры Дузе. Но в 1920 году дива заболела и режиссёр доверил её роль 20-летней Паоле, которая великолепно справилась с работой в спектакле «Елена Вноровская» и сразу же заняла место первой актрисы труппы. В 1921 году Паола Борбони перешла в труппу Армандо Фалькони в Риме, где прочно заняла место среди лучших актрис итальянской сцены. Природный актёрский талант Паолы Борбони блестяще сочетался с виртуозным использованием голоса, яркими искренними эмоциями. В 1925 году Паола Борбони решилась на отчаянный эксперимент: она сыграла главную роль Русалки в спектакле по пьесе Карло Венециано «Водоросли», появившись на сцене с обнажённой грудью. Эта постановка вызвала настоящий фурор среди публики и взрыв негодования у моралистов, а один из критиков пошутил «Этот спектакль вернёт в моду театральные бинокли». Дело дошло до Муссолини, который, посмотрев пьесу, вынес свой вердикт: «Обнажённость актрисы волне уместна и не вульгарна».
Ещё в 1918 году Паола Борбони начала сниматься и в кино. За 3 года актриса сыграла в семи картинах у режиссёров Джузеппе Стерни и Джузеппе Гуарино: «Якопо Ортис» (1918), «Украденные чувства» (1919), «Поцелуй короля» (1919), «Стальные когти» (1920), «Принц-идиот» (1920), «Пасторальная симфония» (1920), «Время смерти» (1920). Фильмы имели успех, но всё-таки в 1921 году актриса решила, что кино её мало привлекает, и вернулась к основному для неё виду искусства - театру, в котором продолжала блистать более 10 лет. В 33 года актриса решилась резко изменить свою жизнь. Она перешла в экспериментальную труппу Руджеро Руджери, где стала истинной примой, сыгравшей в 18 спектаклях по пьесам Нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло. В 1940-е годы в паре с актёром Ламберто Пикассо актриса создала Общество Пиранделло, ставившее своей задачей популяризацию творчества гениального драматурга. Тогда же Паола Борбони стала первой актрисой, игравшей моноспектакли по произведениям Пиранделло. Ей удавалось невероятное: читать со сцены поэзию и прозу, удерживая абсолютное внимание публики в течение трёх часов! Пять её моноспектаклей были записаны на пластинки и стали достоянием нации.
В 1936 году произошло возвращение Паолы Борбони на большой экран. Однако, на этот раз актриса серьёзно изменила своё амплуа в кино - отныне она играла роли полностью противоположные её образам в театре. Как правило, её уделом были или эксцентричные аристократки или яркие и эмоциональные женщины из простонародья. Таковы роли Паолы Борбони в фильмах «Жизнь» (1936), «День свадьбы» (1942), «Приключения Аннабеллы» (1943), «Путешествие месье Перришона» (1943), «Стрела в боку» (1945), «Рим в 11 часов» (1952), «На окраине большого города» (1952), «Ревность» (1953), «Любовь в середине века» (1953), «Дело Маурициуса» (1953), «Что за подлецы мужчины!» (1953). В 1953 году об актрисе, которая давно стала легендой итальянской сцены, узнал и весь мир - она блистательно сыграла небольшую, но очень колоритную роль уборщицы в фильме Уильяма Уайлера «Римские каникулы». Отныне ей был открыт путь на широкий экран не только Италии, но и других стран, при этом актриса предпочитала всё-таки сниматься у итальянских и французских гениев кино, среди которых Альберто Латтуада, Луиджи Дзампа, Карло Лидзани, Джузеппе де Сантис, Пьетро Джерми, Федерико Феллини, Ив Аллегре, Жюльен Дювивье, Мауро Болоньини, Нино Манфреди. Наиболее попялярные фильмы этого периода с участием Паолы Борбони - «Мадемуазель Нитуш» (1954), «Мушкетёры королевы» (1954), «Каста Дива» (1954), «Красное и чёрное» (1955), «Золото Рима» (1961), «Домашнее хозяйство по-итальянски» (1965), «Арабелла» (1967), «Когда у женщин были хвосты» (1970), «Судья» (1971). Успешно покорила актриса и телевидение, где наиболее популярны были её роли в сериалах «Мёртвые души» (1963) и «Ниро Вульф» (1969 - 1971).
Постоянная занятость работой и глубокая уверенность в собственной непривлекательности как женщины привели к тому, что в молодые годы актриса так и не создала семью и даже не имела серьёзных увлечений. В сорокалетнем возрасте у неё был непродолжительный, но яркий роман с актёром Сальво Рандоне (1906 - 1991). Однако, он предпочёл более молодую актрису Неду Нальди. Эта неудача разбила сердце Паоле Борбони и она запретила себе даже думать о личной жизни, полностью погрузившись в работу. И вдруг, в возрасте 72 лет актриса страстно влюбляется в 30-летнего актёра Бруно Вилара и он отвечает ей взаимностью. Известие о романе пожилой актрисы и молодого актёра вызвало в обществе всплеск недовольства и даже презрения к Паоле Борбони. В ответ на упрёк в том, что она разрушила образ национальной легенды, Борбони сказала: «Я столь давно на сцене, что уже превратилась в миф о самой себе. Но я - живой человек и намерена жить и творить ещё долго!». В декабре 1972 года Борбони и Вилар стали мужем и женой. Брак стал хорошим стимулом для актрисы: она вновь и вновь покоряла публику в театре в пьесах Эсхила, Шекспира, Гарсиа Лорки, Брехта, Пинтера, Беккета, Ионеско и даже была удостоена высших театральных наград за роли в спектаклях «Мораль госпожи Дульской» и «История Лины Кавальери». Удивила актриса своих поклонников и ролями в кино, среди которых были абсолютные провокации - «Безумный секс» (1973), «Паоло Барка - учитель начальной школы, практикующий нудизм» (1975), «Нерон» (1977), причём в последнем фильме Бруно Вилар сыграл императора Нерона, а Паола Борбони его мать Агриппину.
В 1978 году случилась трагедия: неподалёку от города Бергамо Вилар и Борбони попали в страшную автокатастрофу. Бруно погиб, а Паола оказалась навсегда обречена на костыли, с трудом выкарабкавшись с того света. Но эта трагедия не только не разрушила карьеру Паолы Борбони, но заставила её с остервенением продолжать работать в театре и кино, чтобы наполнять свою жизнь смыслом. Ценители кино помнят её роли в фильмах «Клетка для безумцев-2» (1980), «Подлинная история дамы с камелиями» (1981), «Жорж Санд» (1981), «Лучшая смерть» (1982), «Глаз, сглаз, петрушка и укроп» (1983). Когда актрисе накануне её 90-летия задали прямой вопрос, как долго она собирается ещё играть на сцене, она ответила: «Я планирую прожить дольше моей матери (а мать актрисы умерла в возрасте 102 лет!) и совсем не планирую выходить на пенсию!».
Однако, в 1990 году актриса снялась в своём последнем фильме, а спустя 4 года в последний раз вышла на сцену, после чего добровольно удалилась в дом престарелых. В возрасте 95 лет легендарная актриса скончалась от инсульта и была похоронена в фамильном склепе в родной Парме, рядом с отцом и сёстрами. Она навсегда осталась верна своей малой родине и часто говорила на местном диалекте, называемом «пармезан», пела народные песни и развлекала друзей шутками и розыгрышами на привычном ей языке.