Вставлю, пожалуй, свои пять копеек в популярную тему о свободе воли.
Существует ли свобода воли?
Науке (физике) известны два вида процессов (по причинно-следственным отношениям): детерминированные и случайные*. А процессы, характерные для того, что мы понимаем под свободой воли, не похожи ни на то, ни на другое. Ни строго предопределённый, ни
(
Read more... )
Comments 64
Reply
Reply
имхо , именно в том что причина может быть формально после следствия.
ну то есть , утрированно , я просыпаюсь в 8 чтоб в 10 быть на работе.
причина предшествует следствию, причем настолько, насколько живой организм обладает способностью "предвидеть" будущее.
думаю, что именно так мы поймем, почему энтропия в живых системах может снижаться (понятно, что при условии притока энергии извне)
Reply
Reply
В.И.Ленин
Reply
Reply
Мне кажется, сам по себе предлагаемый Вами подход имеет один очень существенный недостаток. Такие категории как "причинность" и "время" мыслятся как "бытийственные", в то время как это есть не что иное, как искусственные характеристики, которые явлениям приписываются. Осознание этого факта в корне меняет сам подход к изучению явлений. А если этого не сделать, то мы обречены изучать "фантомы сознания" вместо реальности.
Reply
А любые характеристики явлениям приписываются, так что мы в любом случае обречены изучать "фантомы сознания" вместо реальности.
Reply
Второй тезис ещё более ошибочен! Понятно, что понятия типа "времени", "причины" и всё остальное явлениям всегда приписываются, но отсюда же не следует, что изучаем мы явления сознания -- хоть "фантомные", хоть какие-то ещё! Ведь мы изучаем реальность при помощи выбранных средств, а не сами эти средства! Поэтому вывод совершенно некорректен.
Reply
Насчёт второго тезиса вообще не понял. Если понятия "времени" и "причины" относятся к средствам, то какие же понятия тогда относятся к реальности? Вообще любое наше представление о реальности есть не более чем модель. Вопрос в том, как (с помощью каких средств, да) сделать эту модель наиболее релевантной реальности. Нет, не реальности, а наблюдаемым явлениям.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Не знаю про Бога, но люди в кости играют довольно давно. Соответственно, довольно давно случайные процессы стали известны науке.
Что касается влияния результата на причину, то разве "не пей, Иванушка, козленочком станешь" - это не пример такого влияния?
Reply
Что касается Иванушки, то я не понял, где тут влияние следствия на причину. "Попил" - причина, "стал козлом" - следствие. Полный диамат и реализьм :)
Reply
Попробуйте подвести под это дело какой-либо теоретический базис, и я думаю, что ничего не получится. Дело в том, что на падение кости влияет куча факторов, которые мы не умеем учитывать. Вам наверняка известны идеи, лежащие в основе "теории хаоса". Они, кстати, гораздо более серьёзны нежели то, что пытаются извлечь из недр квантовой механики, где берётся недостаточно разработанная модель, а потом происходят удивления на ровном месте по поводу того, что нечто себя "случайно" ведёт. Это ведь следует из постулатов, лежащих в основе построения самой модели, и больше ниоткуда. Яркий пример чистого "фантома сознания".
"Это бяка-закаляка кусачая,
Я сама из головы её выдумала!" (c)
Reply
Насчёт теории хаоса. Насколько я в курсе, здесь речь идёт не о случайности процессов, а о принципиальной невычислимости поведения сложных систем. Разве нет?
Reply
Leave a comment