Вставлю, пожалуй, свои пять копеек в популярную тему о свободе воли.
Существует ли свобода воли?
Науке (физике) известны два вида процессов (по причинно-следственным отношениям): детерминированные и случайные*. А процессы, характерные для того, что мы понимаем под свободой воли, не похожи ни на то, ни на другое. Ни строго предопределённый, ни
(
Read more... )
Не знаю про Бога, но люди в кости играют довольно давно. Соответственно, довольно давно случайные процессы стали известны науке.
Что касается влияния результата на причину, то разве "не пей, Иванушка, козленочком станешь" - это не пример такого влияния?
Reply
Что касается Иванушки, то я не понял, где тут влияние следствия на причину. "Попил" - причина, "стал козлом" - следствие. Полный диамат и реализьм :)
Reply
Попробуйте подвести под это дело какой-либо теоретический базис, и я думаю, что ничего не получится. Дело в том, что на падение кости влияет куча факторов, которые мы не умеем учитывать. Вам наверняка известны идеи, лежащие в основе "теории хаоса". Они, кстати, гораздо более серьёзны нежели то, что пытаются извлечь из недр квантовой механики, где берётся недостаточно разработанная модель, а потом происходят удивления на ровном месте по поводу того, что нечто себя "случайно" ведёт. Это ведь следует из постулатов, лежащих в основе построения самой модели, и больше ниоткуда. Яркий пример чистого "фантома сознания".
"Это бяка-закаляка кусачая,
Я сама из головы её выдумала!" (c)
Reply
Насчёт теории хаоса. Насколько я в курсе, здесь речь идёт не о случайности процессов, а о принципиальной невычислимости поведения сложных систем. Разве нет?
Reply
С ними происходит такая же спекуляция, как и с теоремами Гёделя. Недавно вот господин Вассерман попытался как-то приспособить последние для нужд "научного атеизма" :) Правда, неудачно: он в формулировке теоремы забыл о самом главном условии.
В неравенствах Белла не идёт речь о скрытых параметрах вообще. Там есть куча ограничений. Поэтому делать отсюда глобальные мировоззренческие выводы -- нельзя. Это будет примерно то же, как если сказать, что, согласно Гёделю, что-то принципиально нельзя доказать ( ... )
Reply
Белл тут всплыл самым естественным образом. Да, можно говорить об ограничениях, но главного вывода они не отменяют: каждая частица из ЭПР-пары входит в измерительный прибор в неопределённом состоянии, и результат измерения принципиально непредсказуем.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Так что статистическая физика просто зафиксировала еще одно явление, где к единичной вероятности приблизиться не удается.
Теперь об Иванушке. Следствие ("стану козленочком") пугает Иванушку, мешая причине (напиться). То есть существует обратная связь. Собственно указанная особенность есть у многих систем с "памятью". В природе они встречаются.
Reply
Ну почему же, для игры в кости достаточно того, чтобы игрок не мог предсказать результат хода (по любым причинам: незнание законов, незнание начальных условий, недостаток "вычилительной мощности" и т.п.).
> Случайный процесс - это просто модель, средство описания тех систем, где нет возможности знать точный результат.
Или тех систем, которые могут находиться в состоянии суперпозиции результатов.
> Теперь об Иванушке. Следствие ("стану козленочком") пугает Иванушку, мешая причине (напиться). То есть существует обратная связь. Собственно указанная особенность есть у многих систем с "памятью". В природе они встречаются.
Здесь это не "следствие", а "перспектива".
Reply
Да. Именно невозможность предсказания и называется случайностью.
>Или тех систем, которые могут находиться в состоянии суперпозиции результатов.
Не понял, что имеется в виду.
>Здесь это не "следствие", а "перспектива".
Да, "перспектива" точнее, но принципиальной разницы не вижу. :)
"Напиться" - причина, "козленочек" - следствие. Козленочек "влияет" на напиться. Не в смысле физики, конечно.
Reply
Leave a comment