Памятники и буксиры - 1

Nov 19, 2020 11:00

Предыдущая часть.

18. Памятники и буксиры - 1

Так получилось, что обе параллели нашей прогулки по двум волжским областным центрам, оканчиваются у кораблей-памятников. Итак.

Вот мы спускаемся от нижегородского кремля, от памятника Чкалову, по Чкаловской лестнице, к Волге, и видим.




Во-первых, мы видим чёткий водораздел между синей волжской водой, и коричневой окской. Которую Ока в Волгу влила буквально на полтора километра выше.
Во-вторых, ми видим, что труба буксира от атмосферных осадков закрыта эдакой заглушкой, словно крышка кастрюли.
В-третьих, мы видим пулемёт «Максим» на корме и вполне современный элетрошкаф на кожухе дымохода. Пулемёт изображает зенитный, но, для узнаваемости, имеет пехотный щиток. А элетрошкаф просто от локальной иллюминации. (Пушку на носу отсюда мы ещё не видим).
В-четвёртых, мы видим, что люк, ведущий вниз, в трюм, открыт настежь, значит, кто-то неуёмный туда лазает, чтобы убедится, что судёнышко выпотрошено и пусто. И значит атмосферные осадки вниз всё равно беспрепятственно льются.

И, наконец, в-пятых. От частного к общему. Мы видим перед собой нижегородский культурный объект «Катер «Герой». (Остановка общественного транспорта «Катер «Герой», чтоб не перепутать).

Установлен этот кораблик здесь в 1985 году. В честь сорокалетия Победы, естественно. Советская традиция, связанная с ним, сложиться как-то не успела, а современная, как пишут, заключается в навязывании новобрачующимися всяческих ленточек «на счастье» на все выступающие части, на валы и винты, например.

А вот что касается предыдущей истории этого маленького судёнышка…
Гуляет несколько теорий.
Официальная версия такая - буксир участвовал в обороне Царицына от белогвардейцев и в обороне Сталинграда от немцев, а после мирно трудился на благо советских граждан на Волге, в Горьком, пока не был установлен памятником. Всё. И никаких других подробностей.

Тут надо напомнить для забывчивых, что Царицын и Сталинград - один и тот же город (он ещё и Волгоград, как ни странно), и участие сразу в «обеих оборонах» для околовоенных памятников не редкость, хоть и неизвестно на сколько соответствующая реальности. К тому же, памятник не в Волгограде установлен, а в Нижнем Новгороде. И в официальной версии подробностей службы никаких нет. К тому же, как изобретаются официальные легенды, мы прекрасно знаем из истории с «последним бронепоездом».

Если отвлечься от излишне краткого официоза, взять наиболее распространённую версию и полистать, посмотреть, поискать подробности, увидим вот что.




В 1899 году в шведском городишке Мутала, на верфи «Мутала веркстад» построили паровой буксир. Сам город стоит на озере Веттерн, и там прорыт канал в Балтийское море. (Шведы много накопали, чтоб с датчанами дела не иметь при проходе из Северного моря в Балтийское. При бывшем наполеоновском маршале Бернадоте, ставшем королём Швеции, копать начали). Но важнее канала то, что есть железная дорога, по которой мелкое речное судёнышко можно доставить куда угодно.

Буксир получил название «Финн».
Шведы, видать, назвали, по старой памяти, по-шведски. Финляндия-то, «с самого начала» и до 1809 года их была, пока нам не досталась. (Сами финны наверное что-то вроде «Суомалайнен» назвали бы. Если посмотреть, какие названия носили сделанные на той фирме суда, тенденция просматривается - «Чуваш», «Тунгус», «Ингерман», «Якут», «Вогул», «Финн» вот, и, внезапно, «Саратовец» :-) . Понятно, что название гвоздями не прибьёшь, поменять можно в любой момент, но подборка занятная).




Строительный номер 410, паровая машина работала на нефти, два гребных винта. Длина 22,5 метра, ширина 5, осадка 1,4. Двенадцать человек команды.

В 1900-м году буксир числился за «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» в Российской Империи. (Нобели они ж шведские олигархи, если вы не забыли. Самый известный, конечно, младшенький, Альфред, изобретатель премии, динамита и фирмы Бофорс). Нобели плотно кормились в России на нефти, сидели от Баку до Петербурга. Кстати, нынешний Саратовский НПЗ вырос именно из их заведения, и до сих пор здание нобелевских времён стоит там в резервуарном парке, как административно-бытовое для этого цеха используется.




Нефть, за неимением «Северного потока 0», от бакинских и кавказских месторождений везли через Каспий а потом вверх по Волге танкерами (впрочем, как и сейчас). Для обслуживания многочисленных пристаней и волжских нефтескладов Нобелям и нужен был этот паровой катерок. Который официально звался «буксирный пароход». Работал он, поначалу, вроде бы, на юге, в Астрахани.



Внезапная «Волгонефть», идущая из Ладожского озера в Неву. (Не только шведы каналы копали. Наши, в те же времена, умудрились соединить Волжский бассейн с Онежским и Ладожским озером. Система до сих пор функционирует).

В Царицине, будущем Сталинграде-Волгограде, нефтебаза братьев Нобелей тоже имелась. В июле 1919 года уже далеко не новый буксир мобилизовали, он вошёл в состав Волжской военной флотилии. Уж как он там участвовал в обороне Царицына от белогвардейцев - бог весть. Впрочем, меньше чем через год, в июне 1920-го, буксир вернули в гражданское обращение. Понятное дело, уже не Нобелям, ибо имущество их было приватизировано национализировано.

Где кораблик болтался ещё четверть века - не ясно. Ясно, что в событиях, связанных со Сталинградской битвой он как-то поучаствовал. Хотя буксиру уже было за сорок лет эксплуатации. Сам буксирчик маленький, ни солдат на нём много не перевезёшь, ни грузов. Но как то использовали.




В 1944 году буксир переименовали, и он стал носить имя «Герой». Видимо, после перевода в Горький, там, памятуя об его участии в боевых, околосталинградских событиях, буксир и переименовали. Так что это не «официально-памятниковое» название «для красоты и эпичности», а вполне реальное. Под этим именем паровой буксир и дальше ходил по Волге.
Худо-бедно кораблик протелепался ещё сорок лет, вроде бы даже интенсивно эксплуатировался в Горьком, пока в 1985-м не угодил в памятники.




Если присмотреться, многое обращает на себя внимание.
Например - разнокалиберные листы корпуса, кое-как присобаченные друг к другу. Где-то старорежимные заклёпки, где-то - очевидная сварка. Заплатки наваренные внахлёст. Особенно «приятен» яркий потёк ржавчины через клёпаный шов, ближе к корме. Что ж, значит внутри вода.

Плюс, декоративное вооружение. Если тут что-то и устанавливалось, явно не то, что сейчас на памятнике.

На корме «Максим», без станка. На носу - 45-мм универсальное орудие 21-КМ (производилась с 1944 года, а значит, при всём желании, здесь установлена быть не могла). А если бы поставили - не переломился бы при выстреле буксирчик пополам? И на куда как более габаритных мобилизованных гражданских судах ограничивались, максимум, пулемётом ДШК. Да и вообще - зачем, это ж вам не «эсминец ПВО».

Сколько раз ремонтировался буксир за время эксплуатации, что от него осталось ко времени установки в виде памятника - кто его знает. Но сейчас этот буксир установлен в Нижнем Новгороде памятником речникам Волжской военной флотилии.

Продолжение следует…

19. Памятники и буксиры - 2

история, нижний новгород, очерки, видел сам, корабли

Previous post Next post
Up