Предыдущая часть. 19. Памятники и буксиры - 2
Пройдя изрядное расстояние, наконец добираемся до конечной точки прогулки - пожарного катера «Гаситель».
Возможно сейчас всё изменилось, но на момент съёмки близко было как-то не подойти, вокруг всё было наполовину заброшенное, наполовину ремонтируемо-строящееся. Лично у меня создалось впечатление какой-то заброшенной окраины, хотя рядом торчит здоровенный жилой комплекс «Волжские паруса».
Какая-то неприглядная окружающая картина вокруг памятника.
На одной стороне стелы, что рядом с катером, посвящение защитникам Царицына, на другой - защитникам Сталинграда.
В отличие от «шведа», установленного в Нижнем Новгороде, про этот катер известно чуть больше подробностей.
Построен в 1903 году в Сормово (тогда ещё не объединённом с Нижним Новгородом). Паровой пожарно-спасательный катер, длина 36 метров, ширина 5,5, скорость 20 км/час, экипаж 17 человек. Поначалу носил имя «Царёв» и после постройки был отправлен в Царицын.
Поучаствовал в Гражданской войне - в обороне Царицына от белых. Якобы был вооружён пушкой и пулемётами. В 1920-м катер вновь становится гражданским, пожарным. Через год после переименования Царицына в Сталинград, в 1926 году, неудобное название катера меняют на «Гаситель». С этим именем он и пойдёт дальше, вплоть до установки памятником.
«Буксирный винтовой пароход «Царёв» подходит к пристани Хвалынска (Саратовская губерния)». По каким признакам можно определить, что тут именно Хвалынск - мне неведомо. Но подписано именно так.
Тут можно обратить внимание на специфической формы нос. Действительно, модный таран гражданскому судну в Сормово сделали изначально. Дескать, будет что-то гореть на воде, что потушить невозможно - пожарный катер его протаранит и затопит.
Спустя три десятка лет после постройки, в 1935 году, представилась возможность опробовать эту концепцию на практике. Возле острова Крит загорелась баржа с хлопком, потушить не смогли, решили таранить. (Вот да, Крит, в шутку наверное, назвали. Остров, конечно, не в Средиземном море, а на Волге, у Сталинграда, напротив Мамаева кургана). Протаранить протаранили, но застряли, и тонущая баржа едва не утащила за собой и пожарный катер. По итогам решили «ну его нафиг» и нос переделали. Заодно придав ему немного ледокольную форму. В таком виде он сейчас и находится.
После начала войны катер продолжал трудиться по своему прямому назначению. Так сказать «боевое крещение» - 27 июля 1942 года, тушили танкеры, подожжённые после немецкого авианалёта. 8 августа тушили прибрежную железнодорожную станцию и склад боеприпасов, 23 августа - железнодорожный состав у причала. (В Сталинграде, впрочем как и в Саратове, вдоль Волги, до устройства «красивых набережных» шли железнодорожные пути, а рядом - многочисленные причалы и «взвозы». Часть подобного устройства в Саратове осталась). В общем, начались боевые будни. В конце августа катер стал возить людей - раненых и эвакуируемых на левый берег, пополнения - на правый. Пишут, что около 250 человек помещалось. Среди команды катера появились первые потери, убитые и раненные. А катер от близких разрывов получал осколочные пробоины, которые зачастую заделывались прямо на ходу чем под руку подвернётся.
«Гаситель» в роли самого себя в фильме «Сталинградская битва» 1949 года, середина 1-й серии. Показать ночную переправу технически трудно, не видно же ни черта, потому тут день.
Катер проработал до конца сентября, когда уровень воды в Волге упал и для него стало слишком мелко. «Гаситель» поставили в глубоком месте затона на якорь, команда сошла на берег. В середине октября 1942-го, из-за ранее полученных многочисленных и кое-как заделанных пробоин, «Гаситель» затонул.
Весной 1943-го его подняли и опять пустили в эксплуатацию - тушить пожары, откачивать воду из поднимаемых затонувших судов и прочее такое. После войны работа катера продолжалась. В 1961 году «Гаситель» утонул ещё раз - плохо подготовились к зимнему ремонту, через сальники гребных валов пошла вода. Катер опять подняли, опять отремонтировали и опять пустили в дело. Пока, наконец, в 1966-м не списали окончательно. И поставили у левого берега в качестве водоотбойной дамбы. Там он утонул в очередной раз.
В 1974 году его снова подняли, на этот раз не для работы, а для установки памятником. Который открыли 6 ноября 1977 года.
С тех пор «Гаситель» здесь и стоит.