2958 км. День 1, гидроэнергетический. Я тоже эндура!

Jul 03, 2019 14:06



Итак, все собрано, инструменты, ремкомплекты, полевая кухня, шмот, все проверено и настроено. В пристегнутом карабинами к сиденью ранце - запас бензина (можно было бы и без него, но на святом духе я ездить не люблю, а тут еще и акция от ВОГа легла крайне извращенным образом, из-за чего пришлось покупать физический бензин, а не "фьючерсы", как обычно. Координаты гидростанций с карты переведены в формат Осм и внесены на карту навигатора. Можно выезжать.



На этот раз маршрут предполагается длинный и сложный, в принципе, годный на "категорию", так что я выдвигаюсь в гордом одиночестве. Ни один пассажир такого не выдержит. Налегке Кицуня бежит мягко и резво, но на расход топлива это совершенно магически не влияет. Аэродинамика, бессердечная ты сука! Днепропетровское шоссе, сбойка, криворожское, "бычок". Мы на пороге М-04, все той же многострадальной "дороги смерти". В 17 это был мрачный ужас, в 18 - проходимый ужас - а теперь?



Старое дорожное поверье говорит: "Сразу найди себе попутчика. Или попутчик найдет тебя сам". Вот и я уже собирался было ехать дальше, когда услышал знакомое покашливание: "до Пятихаток не подбросишь?". Призрак М-04 уже забрался на ранец. "Тоже путешествуешь?" Так, в мрачных мыслях о том, что кто-то катает сестричку Песочного Человека, а мне приходится вот это, я вырулил на трассу. Там был какой-то плакат о перекрытии дороги, но я его не читал. Кажется, он тут и раньше висел.



Ну да, ужас, но не ужас-ужас. Легко перепрыгивая небольшие и ловко обходя крупные воронки, я прорвался к Пятихаткам. И к Кировоградской области, где уже закатали хорошую дорогу. Александрия, Знаменка, Киропивницкий, "челентано".

Небольшой вбоквелл: Любимая на этот раз дала допзадание в стиле "МЕТРО####" - собрать почтовые открытки из разных городов. Вот где можно найти почтовые открытки? Не на почте же! Там можно найти стиральный порошок, консервы, туалетную бумагу - но открытки? "Разве их еще отправляют?". Изредка они встречаются в сувенирных магазинах и часто - в музеях. Киропивницкий известен не только бессмертными пешеходами, но и нестандартным подходом к открыткам. Наборы "Башни Елизаветграда" и "двери Елизаветграда" - специально по заказу Стэнли Кубрика. Они действительно там все такие - рисованные башни и двери, две пачки.



В Киропивницком от жары и общей неторопливости движения у меня перегрелся навигатор. И только выход из города и ветер привели его в чувство. Перегрелся и таксист, предъявивший, что я его запираю. На вопрос, не потерял ли он берега и знает ли, что у машин есть руль, он заявил, что не хочет тереть колеса, выруливая - после чего был послан на хрен.

Теперь пришло время собственно исследовательской части поездки: Меня ждет Новоархангельская гидростанция. Почти пол-года я изучал историю, устройство и особенности работы малых и микро-гидроэлектростанций. Пришло время познакомиться с ними вживую!

Не ждет меня Новоархангельская! Начкар как раз ушел, а работники без него ни о какой экскурсии и подумать не могут. "Стратегический объект" на 1,3 мегаватта (у меня двигатель на стане больше жреть). Что хуже, подходы к станции заросли деревьями и увидеть ее даже издалека не удается. Увы.
Полтора литра бензина перетекают из ранца в бак. Не то, чтобы нужно, но почему бы и нет?.

Терновская ГЭС. 2 мегаватта. Не отличается от новоархангельской. "Стратегический объект", че.

Ладно, берем планку пониже. Давидовская. 132 КВт. Микростанция, обычной для небольшой равнинной речки мощности. Здесь меня похлопали по плечу: "до Коржовой подбросишь?" Ну да, призрак М-04, собственной персоной.

Дорога превратилась в М-04, М-04 перешла в булыжную мостовую (здесь я решение нашел - "больше скорость - меньше ям").



После короткого зеленого тоннеля дорога перешла в грейдер.



Грейдер "явовский" протектор наглухо проигнорировал и только вылетающие из-под переднего колеса камни и мягкие качания подвески напоминали о том, что здесь вообще-то только направление. Да я действительно эндура!



Грейдер перешел в колею на местности и наконец-то я увидел станцию.





С первого взгляда было ясно, что станция необычная. Огромное здание явного индастрил-модернового вида подсказывало о наличии здесь водяной мельницы. С этим пониманием я и остановился возле таблички "Посторонним В". и отправился к плотине.



Вода слегка (совсем слегка!) протекает через затвор. Вообще, плотины микро-ГЭС отличаются от больших еще и размерами затворов. На них затвор может составлять бОльшую часть высоты плотины. Это я заметил, но вот выводы сделать не удосужился. За меня их сделал Рыбак, отметивший, что при полном открытии затвора в половодье рыба вполне свободно перепрыгивает низкую плотину снимая вопрос о рыбопроводах явочным порядком.



Вулканическое? Никак не привыкну.



Это могло было быть рыбопроводом, но так это небольшой пороговый водопадик.



Даже не представляю, что это, но это на мосту.



Сам мост деревяный и, мне пора к этому привыкать.



Маленький каньон в местах, где нет гор.



Несмотря на мои подозрения, мельницу не перестраивали. электростанцию приспособили к плотине, но построили отдельно.



Во дворе лежат части гидротурбин и, судя по разнотипности, станцию модернизировали.



Чавунный "френсис".


Выбираюсь на "дорогу". Самую дальнюю станцию мы посетили и теперь оставшиеся пойдут по дороге, как сосиски. Как сосиски, подвешенные к драной бельевой веревке колючей проволокой.

Полонисте. Все просто. Убитую булыжную мостовую я лихо объехал по грунтовой колее. Очень милая и ухоженная станция в полторы сотни киловатт.







Каменная плотина. Чес-слово, даже не надеялся. Вот оно, техномасонство!



Великолепно пригнанные затворы да и вся станция выглядит очень прилично.



Колея, "дорога" - поехали дальше! Дырки и ямы в стиле М-04 меня волнуют все меньше. Кажется, я начинаю привыкать.

Самогоновка. Полтора километра по тому, что в селе считается дорогой с твердым покрытием.



Станция снова очень аккуратная и ухоженная. Сочетание бетона и каменной кладки удивляет - какое-то комсомольское превозмогание на ровном месте.





Время шло к вечеру, средняя скорость не превышала 15 км/ч (я не упоминаю каждый раз, но дорога была убитой постоянно - и только иногда переходила в нечто совсем уже невыносимое; я просто стоически шел на 30-40 км/ч на хороших участках, которых было не так уж и много), так что Островецкую стацию, вместе со всеми возможными экскурсиями, я дропнул. Поиск подходов "по местности" меня уже не привлекал, так что я вырулил на Дубовскую. Судя по потоку воды, на сегодня уровень уже сработали.









В Коржовой приставучий призрак попросил остановить "у мельницы". Ну да, где еще НЕХу тусоваться? В бане?



Мельница нового для меня формата. Небольшое и очень простое здание; после индастрил-модерновых мельниц, виденных раньше, выглядит непривычно. А, 1825, панимаю, какого модерна я ждал?:) Трансформатор показывает, что гидроагрегат искать уже бесполезно; мельницу переоборудовали на электрику.



Так вот, мельница.



Она здесь стоит.



И где-то должен быть сам агрегат.



Похоже, местный вариант аванкамеры с мусороулавливающими решетками.



А сам агрегат (Колесо? Должно быть колесо, турбину еще не изобрели!) должен быть где-то здесь.



По идее.

Ну я ХЗ. Вместо колеса в нижнем бьефе только вот это.



Ну и это, да.



По уточненным данным, мельница турбинная и действующая! Электрика там только на освещение; сами жернова приводятся, как и две сотни лет назад, гидротурбиной! О-хре-неть.











Нет, с собой я никого не забрал, несмотря на все пожелания.
Впрочем, время уже позднее; пора выбираться в сторону Умани.



Мемориал какой-то матери с нетиповыми вспомогательными статУями в лучах заката.



Утиль.



После всего пережитого, дорога до Умани и дальше кажется автобаном. Дозаправляюсь, и вперед!
Можно было бы остановиться в Умани, но там постоянная фигня с ГПС и вообще, у меня еще исследование не закончено - а воды с радоном я и в другой раз напьюсь.

Где-то под Сычевкой встречаю колонну мотоциклистов. Приветствую, не придавая этому особого значения.
Я еду в М-12, мотель на трассе возле Краснопiлки. Я давно хотел там остановиться чисто из любопытства. Ну так вот, очень даже серьезный мотель с кафе, парковкой (правда, открытой, но просторной) - хорошее место для остановки в любое время суток. В любое, что особенно приятно.
На парковке маневрирует бусик с прицепом: "Ты тут колонну байкеров не видел? Где-то здесь должны были остановиться." Видел. полчаса назад, шли в сторону Умани. И вообще, телефон же есть.

Запарковавшись под камерой, плотно поужинав я наконец-то завалился спать. Пусть сегодня было и не абсолютное бездорожье, но вполне достойная трасса даже для эндуро. Если что, некоторые и на М-04 колеса бить умудряются, а сегодня я радовался, когда дорога выходила хотя бы на ее уровень. Это был очень тяжелый день.

поездки

Previous post Next post
Up