Вернулся на родину после недолгого галопа по европам. Несколько слов всего на две темы недели.
Солженицын ушел в историю. Собственно, он давно уже там. В постсоветском мире он себя не нашел и, в сущности, доживал жизнь, пытаясь верить в лучшее, в то, что Россия оживает от обморока. Такая вера не нуждалась в фактах.
Он духовно отменил безбожную и жестокую советскую цивилизацию. И она бездарно и бесславно развалилась. Нужно было создавать новый народ на руинах рухнувшего Вавилона, из человеческого шлака и мусора. Я надеялся, что у него хватит сил и на это. Но нет, не случилось. Теперь эта задача окончательно легла на нас. Передового нет… Разрешима ли вообще эта историческая задача? Не знаю. Пока ничто не дает надежды.
Что такое сегодня его проза? Урок стойкости. Это стоическое мужество без гарантий успеха и победы, это служение Богу, а не исторически преходящим формациям (одним из которых он симпатизировал, другие ненавидел и презирал).
Еще про «маленькую победоносную» войну на Кавказе. Война эта для России бесславная, победа в ней пиррова, мелко и пошло все, но жаль погибших и пострадавших. Очень тяжело дожить до кровавой розни России и Грузии. Ну а то, что у наших вождей нет ни мудрости, ни великодушия,- это не открытие. А.Илларионов, интервью с которым только что прошло в нашем журнале, сказал все по делу:
http://aillarionov.livejournal.com/10307.htmlЯ б добавил только, что для христиан России в случившемся есть новый тяжелый сигнал. Исторически и мистически судьбы русских и грузин сплелись, как редко бывает в человечестве. Теперь духовный союз России и Грузии, выдержавший испытанье Сталиным и Берией, очевидно перестал существовать. Не смогла Россия защитить и осетин, как и в Беслане.