Друзья, я так давно размышляю на эту тему, что для меня всё ясно и понятно. Прочитайте внимательно, если что-то не вполне ясно, напишите, чтобы я дополнила. А то уже для меня эта тема замылилась, я её не вижу.
Наособицу или по Сергию?
Люди, живущие в нашем XXI веке, в его начале, представляют себе православные монастыри так: периметр стен, башни, внутри кельи братские, церковь и трапезная. И куча паломников, причём ни одного монаха, как правило, не видно. И нашим людям кажется, что так было всегда.
Нет, не всегда.
В княжествах русских начала XIV века монастыри были часто смешанными.
Ой, что это - смешанные монастыри?
Это значит, что мужчины и женщины в одном монастыре были. Как так?
А вспомните: родители Сергия Радонежского ушли вместе в монастырь, а Сергий их старость покоил. Вместе они удалились в Хотьковский монастырь - он был смешанным. В Европе такие монастыри были в норме и назывались они двойными.
Как такое было вообще возможно?
Легко, потому что монастыри были особножительными: каждый монах в такой обители жил наособицу. Сам по своему достатку строил себе келью, по своему достатку питался, слуг имел. Занимался своими делами. И только на молитве братия вместе стояла.
Вспомните житие Сергия Радонежского: он нанимался к монаху своего же монастыря рубить ему келью - за решето гнилых хлебов.
При таком раскладе бедный человек в монастырь удалиться не мог - там надо молиться, а он себя не прокормил бы, тратя время на молитву. Монастырь - это удел богатых: князь в конце жизни мог постричься, княгиня - если её муж умирал или погибал - традиционно принимала постриг. Монастыри были последним прибежищем и усыпальницей: Чудов - для князей, Воскресенский - для княгинь. Им и жертвовали, чтобы монахи до Второго Пришествия поминали имя князя - чтобы Господь, когда придёт, не забыл о живших князьях, чтобы воскресил их. Господь-то забывчивый, ему напоминать надо.
Монастырь - от слова «моно» - один. Одинокая келья, одинокая звезда. Не десяток, а несколько монахов-хранителей знания и веры.
Если каждый в нём живёт насособицу, то почему бы не быть смешанным монастырям? Если там живёт 3-4 монаха, положим, 2-3 монахини с прислугой, то одной церкви им вполне хватит для общей молитвы.
И вот Сергий Радонежский, уже обосновашийся на горе Маковец, обращается к митрополиту Макарию - благослови, мол, владыко на создание монастыря с иным уставом, общежительным. Мы ведь все братья во Христе. В монастырь идём, чтобы молитвой очистить ся и пред ним предстать. Так зачем же мы в обитель мирское за собой тянем? Пусть мы будем воистину как сыновья у одного отца, равные в бытовых удобствах.
Макарий был человек мудрый. Он, наверное, сказал Сергию: а княжескую спесь ты куда денешь? Вот постригутся в один монастырь князь да его холоп. И что же - они за одним столом сидеть будут, одинаковое кушанье ясти?
Сергий: дак на то и смирение!
Алексей благословил - думаю, с пониманием всей сложности затеянного.
К этому времени он, Алексий, в орду уже съездил, ханшу Тайдуллу вылечил и получил за то право для православной церкви не платить в Орду налогов с тем, чтобы церковь молилась за здравие ордынских правителей.
То есть мирские выход в Орду платят, а представители церкви - нет.
И сразу - во второй половине XIV века - мы наблюдаем взрывной рост количества монастырей. Во-первых, выход ордынский платить не надо. Во-вторых, общежительный устав дал возможность аккумулировать средства в обителях. Если раньше боярин, скажем, на монастырь жертвовал, он не знал, куда его деньги пойдут. А тут ясно: все скинулись, всё в одну копилку - и вот уже монастырь себе новый каменный храм на свои деньги ставит. Вот краски закупил для новых икон, вот молодых иконописцев обучает. Вот книги списывают монахи - опять же пергамент нужен, краски дорогие.
Амбары ставили монастыри, хлебную ругу (пожертвование зерном и мукой) туда складывали, бедных могли кормить, убогих. Монахи уже не питались плесневелым хлебом. Продовольствием теперь обеспечены.
Короче, монастырь общинножительный становился крупным субъектом хозяйствования. Кельи одинаковые ставили, монахи в соответствии с уставом послушания выполняли: провинился - не в своей келье сиди, а общих коров паси.
Свободные средства дали возможность жить в монастыре не только тем, кто в миру был богат, но и тем, кто беден был, но мастерство знал: иконы писал, греческий и латынь учил. У нас же кто умён, тот обычно не богат. Скорее, беден.
Следовательно, монастыри становились крупными центрами хозяйствования и культуры.
Не Сергий придумал общинножитие. В Киево-Печерской лавре был такой устав. И на Афоне. Но на момент жизни Сергия Печорский монастырь, ограбленный татаро-монголами, если и существовал, то жизнь его была плачевной. До Афона не добраться: войны везде. В Северо-Восточной Руси он был первым, кто на это решился.
Конечно, те, кого вначале привлекло желание жить братьями во Христе, потом вспоминали аристократическую спесь. И первым среди таковых был брат Сергия, Стефан, бывший духовником великого князя. И Сергий уходил из Троицы, и надолго уходил, но вновь возвращался к своим собеседникам.
С его благословения «птенцы гнезда» Сергиева основали около сорока монастырей - по общежительному уставу.
Вот, к примеру, Серпухов: на правом берегу Нары Владычный монастырь, основанный митрополитом Алексием, а на левом - Высоцкий, основанный Сергием, а игуменом в нём - его ученик-собеседник Афанасий Старший. Обители как бы соревновались: какая станет богаче, где больше книг и икон.
И ученики учеников основывали монастыри. Ещё около шестидесяти.
Общинножительные обители как субъекты хозяйствования оказались намного прочнее и крепче, чем особножительные, модель такого монастыря и закрепилась на русской земле. А теперь нам кажется, что иначе и быть не может.
Хотя Хотьковский женский монастырь был особножительным до второй половины XIX века. То же про Пощуповский мужской монастырь. То есть прежняя модель тоже долго была востребована. А потом сверху упразднена.