Секретики
В детстве мы играли в игру, которая даже тогда мне, десяти-одиннадцатилетней, казалась иррациональной: мы брали какие-нибудь красивые фантики, лепестки цветов или осколки бутылочных стёкол, рыли где-нибудь в укромном месте ямку, выкладывали узор из наших сокровищ, накрывали крупным стёклышком и закапывали. При этом говорилось, что надо делать это втайне от мальчишек, а то они раскопают. Я видела, что мальчишкам совершенно безразличны наши странные занятия, но полагалось верить, что им это важно и они хотят нарушить наши секретики.
Время от времени полагалось приходить на место секретика, отгребать землю - так, чтобы найти стёклышко и сквозь него заглянуть внутрь, увидеть узор - и вновь присыпать стёклышко землёй.
И вот теперь мне стало понятно, что я участвовала в обряде, которому как минимум два десятка тысяч лет.
Зарайская палеолитическая стоянка. На всей её территории - ямки-кладики. В грунте вырыта ямка, в неё сложены крупные кремнёвые пластины - откололи, сразу все не использовали, однако чтобы не потерялись, надо прикопать и засыпать землёй, но так, чтобы потом найти.
В яме-хранилище была обнаружена и палеолитическая венера - стройная зарайская венера, не курпулентная дама европейских стоянок. Видно, бегать зарайской женщине за дичью приходилось долго, не сильно растолстеешь.
В ямке-хранилище возле очага, где дно было присыпано охрой, на специальном «подиуме» археологи нашли главное сокровище Зарайска - статуэтку бизона, мастерски вырезанную из мамонтовой кости. Мастер вырезал её, потом с одного боку царапнул - как будто проткнул копьём, потом отломал две ножки, натёр другой бок охрой, будто кровью облил, - имитативная магия на удачную охоту - и схоронил в ямке возле очага. 23 тысячи лет назад случилось это!
И всё племя знало, что возле огня в ямке лежит бизон, значит, все бизоны притундровых степей теперь будут привязаны к самке, прикопанной возле их жилищ, стада не исчезнут из этих мест, значит, охота будет удачной, племя будет жить.
Предположу: всё племя знало, где зарыт бизон. И охраняли эту ямку пуще глаза своего. Бизоны двигались на юг с наступлением холодов - откочёвывало и племя, но, как утверждают археологи, стоянка никогда не оставалась пустой, там всегда кто-то жил. Для чего? Чтобы охранять зарытый талисман от племён-соперников, которые могли вырыть фигурку и тем самым переманить себе охотничье счастье.
Так мы спустя 20 тысяч лет зарывали свои секретики и приходили их проведывать - на спугнул ли кто наше девчачье счастье!
Итак, два вида ям - ямы-хранилища и ямки-кладики с ритуальным функциями.
Кстати, в Калужской области, на Гамаюнщине, этнографы описывали обряд «Крещение и похороны кукушки». Кукушка - это не птица, а кукла, от слова «куколь», на семик девушки с песнями хоронили эту куклу в лесу так, чтобы не увидели парни. Увидят - не будет счастья.
Так наши мальчишки и парни играли роль представителей соперничающего племени, которое может перебить удачу. А удача в охоте - это жизнь.
Не может быть! - скажете вы. - Это автор всё выдумала.
Но вот игра старинная - в «Яшу». Имя Яша в игре оказалось редуцированным «Ящер». Ящер выбирает себе девушку - жену. Если эта игра - осколок древнейшего обряда, то почему не может дойти до нас обряд зарывания, существовавший в культуре десятки тысяч лет?
Помните, вы, кто играл в секретики, какой приятно-жуткое чувство волнения мы испытывали, когда, оглядываясь, укладывали фантики под стекляшку и присыпали сверху горсточкой песка или земли? Как потом трудно было уйти от секретика - и как мы возвращались, чтобы его проведать? Это иррациональное, но от этого не менее ярко переживаемое говорит о сущей правде.