Бербок опять взялась за свое и обвинила Россию в том, что эта самая Россия виновата в приближающемся мировом голоде. Мол, Россия заблокировала украинские порты, а по этой причине вывезти из украины 20 миллионов тонн зерна не получается. И по этой причине всем грозит мировой голод. И в ту же корзину - заявление Германии (полагаю, также в лице деловой дамы Бербок) об отказе от импорта российской нефти до конца года.
Обе новости только на первый взгляд видятся трагическими. Хотя, они трагические по сути, но также они вскрывают экономическую проблему всего условно «западного» мира, основа опять же условного процветания которого - дешевая база. А база - это сырье и энергия. И уже на этих двух столпах держатся все цепочки добавленной стоимости, формирующие такой необыкновенно высокий ВВП условно развитых стран условного запада.
Кроме того, что главе МИД вообще не пристало соваться в экономические вопросы (но деградацию западного политического корпуса уже не остановить, так как в дело вступают те, кто по причине достаточно спокойных десятков лет сформировал и получил свои представления о политике, как о диктате своих стран над другими, а не как об искусстве достижения целей путем диалога и взаимных уступок), Бербок как бы ставит России ультиматум: мы откажемся от вашей нефти, а вы получите дыру в бюджете!
Отчасти это так. Экономические последствия будут и ничего тут не поделать. Но это то самое обоюдоострое копье, вдавливая которое в тело противника, ты всенепременно получаешь удар в свой же живот. Нефть - это энергия и сырье. Зерно - это сырье. Если сырья мало, оно дорожает, а значит дорожает всё, что так или иначе связано с этим сырьем далее по цепочкам добавленной стоимости. И на каждой из стадий этих цепочек добавленная стоимость уменьшается. Вариантов практически нет, кроме повышения стоимости продукции. А это влечет за собой рост инфляции.
К таким заявлениям добавляется новый спектр санкций, которые всё ограничивают и ограничивают импорт разной продукции. Скорее всего, даже пустая Бербок и Губка Шольц понимают, что ограничение влечет за собой падение доходов их собственных производителей. Россия - не какая-нибудь страна с населением в полтора человека. Это огромный рынок, исчисляемый миллиардами долларов только чистого дохода, уходящих на счета зарубежных компаний. Кроме роста цен на сырье и энергию запреты лишают европейские и прочие компании существенной части доходов, а некоторые компании лишаются критического объема этих доходов, так как российский рынок для них - один из основных. В качестве примера - французская Renault, для которой российский рынок - третий по величине.
Но внезапно ко всему прочему добавилось понимание, что Россия - это не только рынок сбыта и поставщик дешевых ресурсов и энергии. Россия оказалась обладателем этих ресурсов и энергии. Ресурсов, которых в Европе нет и не будет. За пару дней мировая экономика оголилась и стало предельно ясно, что десятилетиями высмеиваемая роль России, как бензоколонки, оказалась пусть и неприметной, но определяющей.
Стало ясно, что без дешевых сырья и энергии никто в принципе не может поддерживать те цепочки добавленной стоимости, которые составляли основу экономического процветания. Что без сырья и энергии вы не сможете производить те технологичные товары, запрет на экспорт которых в Россию сейчас вводится через день и каждый день.
Хотя, нет, их можно производить, Россия не отказывается от экспорта ресурсов и энергии. Но рыночек... Рыночек порешал, что энергоресурсы должны стоить дорого, что котировки на сырье должны идти вверх. А принятые в Европе законы не позволяют дать заднюю и вернуться к исходной позиции долгосрочных контрактов с фиксированной стоимостью. А тут еще и Россия вдруг решила, что продажа ресурсов и энергии за евро - не очень хорошая идея. Ситуация такова, что продавать за доллары и евро, которые перечисляются на счета, находящиеся под контролем этого самого запада - дурная идея и надо бы сделать так, чтобы оплата уходила на счета внутри страны и тут же конвертировалась в рубли.
Люди вроде Бербок были не готовы к такому развороту и до сих пор пытаются делать хорошую мину при плохой игре, грозя тем, что Россия, якобы, нарушает существующие договоры и вообще ведет себя неподобающе. В ответ можно услышать простой аргумент: заморозка российских активов по всему миру - это, видимо, подобающее поведение? Как и требование поставлять ресурсы и энергию бесплатно, а именно - с перечислением оплаты на европейские счета, которые в любой момент могут быть заморожены.
И тут уже надо было играть ва-банк, заявляя, что Германия будет отказываться от нефти из России. Да, в общем, пожалуйста. На рынке нет объемов, которые могут заместить российскую нефть, а с отказом от нее Германии цены снова поползут вверх, так как где-то появится дополнительный спрос. И нет никаких гарантий, что в Германию пойдет не какая-нибудь саудовская нефть, а нефть компании «No-na-me Oil», танкеры с которой будут отправляться из российских портов.
Экономика западных стран, вся структура которой строилась на том, что в мире есть источники дешевых ресурсов, сейчас переживает очень сложные времена. Скорее всего, уже никто не захочет поставлять сырье и энергию по бросовым ценам, а спрос на них только растет, значит, будут готовы и платить. И платить будут, видимо, на условиях обладателя этих ресурсов.
Многолетнее пребывание в эйфории от постиндустриальной экономики, в которой в реальности производство сырья и базового продукта было всего лишь обесценено и выведено из стран запада, по всей видимости заканчивается. Что будет дальше? А дальше будет мировой голод. Голод в прямом смысле, так как один из главных европейских производителей зерна - украина - в этом году определенно не сможет выполнить тот объем производства, на который рассчитывали в Европе и США. А Россия свое зерно продавать не спешит, хотя и ожидает высокий урожай.
И голод будет в переносном смысле - сырьевой, когда нехватка или высокая стоимость сырья и энергии сделают невыгодными многие производства, включая такое важное, как производство удобрений, благодаря которым европейское сельское хозяйство всё еще существует.
Чем это всё закончится? Конечно же - войной. Хорошо, если экономической. Хуже - реальной. И украина была всего лишь поводом для развязывания этой войны. Не стоит обманываться, признаки мирового экономического кризиса появились уже в первые месяцы той пандемии, про которую уже почти все забыли. И усугубилась эта ситуация сразу после начала восстановления экономик. Никаких реальных способов разрешить это без войны уже не осталось.