Ухождение компаний

Mar 23, 2022 16:13


Есть во всем этом синхронном и совершенно добровольном уходе некоторых международных компаний из России (а я не включаю сюда те, которые заявили о приостановке, причем временной, их можно легко понять, см. далее) какая-то неповторимая прелесть. Этот уход поддерживают и даже требуют некоторые части общественности, особенно в ЕС, куда хлынула волна украинских «товарищей», которые уже хотят к себе особого внимания и даже качают права. Конечно же, обрушиваются на разные европейские компании с требованием к тем уйти из России навсегда. Но современная рыночная экономика таких не любит.

Простая модель (на уровне говна и палок):
Есть компания А, которая продает продукт В в десяти странах. Предположим, что население 9 стран - 75 человек, а население 1 - 25 человек (примерно в таком соотношении находится население ЕС и России). Допустим, что товар В стоит 10 евро за штуку (тонну, погонный километр и т. д.). Чтобы получить 1000 евро прибыли, компания А должна продать каждому из 100 человек своего рынка из 10 стран 1 единицу товара. И это только выручка.

Компания, как обычно, рассчитывает на получение выручки в 1000 евро и на чистый доход, который напрямую от нее зависит. Компания строит планы, берет на себя некоторые обязательства, заключает договоры и т. д., исходя из предположения, что она получит 1000 евро выручки (плюс-минус, конечно).



Теперь пользователи из 9 стран, население которых составляет 75% от покупателей товара В, требует от компании А прекратить деятельность и продажи в стране, где у нее 25% потенциальных покупателей от всего их количества. Что нужно сделать компании, чтобы сохранить ожидаемые доходы? Во-первых, конечно же, распустить штат и правильно закрыть производства в стране. Это большие расходы, так как просто уволить штат нельзя. Просто оставить производство нельзя.

Далее необходимо выполнить все заключенные контракты либо выплатить неустойки и штрафы по тем, от которых компания А отказалась. Это ОЧЕНЬ большие средства. Можно вывезти оборудование, но, скорее всего, его придется оставить или продать. Продать можно, но долго и неизвестно, купит ли кто. Поэтому оставить. Огромные потери. Капитальные вложения пропали. Нужно закрыть всю логистику в стране. Хорошо, если пользовались услугами транспортных компаний. А если свой транспорт? Его тоже нужно куда-то пристроить или продать.

Скорее всего, это многие месяцы работы. Это огромные денежные затраты, которые уже не отобьются никогда, так как производства нет, контрактов нет. Нет и перспектив без проблем вернуться обратно, так как подобные действия никогда не проходят без последствий.

А что делать с выручкой и прибылью? Не может же компания потерять 1/4 своих доходов или 100% доходов от страны, их которой она уходит. Самое простое решение (и, что характерно, оно чаще всего и применяется) - всеми способами остаться и не уходить. Но люди требуют. Поэтому некоторые компании все же уходят. Поэтому второй способ - повысить цену на свои товары в оставшихся 9 странах. На 25%, наверное, не повысят, но на 10-15% запросто. Интересно, требующие от компании А уйти, будут этому рады?

А теперь к реальности:
Нас убеждают, что Россия - незначительный рынок для большинства европейских и американских компаний. Что потери будут незначительными, что репутационного рынка в России не существует вообще и поэтому беспокоиться о потере репутации не стоит.

А как на самом деле? На самом деле, как только появилась возможность для иностранных компаний зайти в Россию, они ломанулись на местный рынок, сбивая друг друга с ног и ломая друг другу руки. Передел рынка России между ними более-менее закончился, по ощущениям, к середине первого десятилетия 2000-х годов. Теперь для них российский рынок - один из важных и просто так, по собственной воле, они бы его не сдали, это во-первых. Во-вторых, доходы этих компаний снизятся и нужно будет как-то компенсировать потери. Кто-то, возможно, согласится с таким положением, но большинство будет или добиваться отмены ограничений, или пойдет по самому простому пути - повысит цены на других рынках. И это только тот случай, когда компании ничего в России не покупали. И только тот, когда их производство завязано на внутренний российский рынок.

Не просто так Шольц вдруг высказался, что обратный эффект от санкций будет. Экономика, же завязанная на сферу услуг чуть менее, чем полностью, этот эффект усилит в разы. Плохо будет всем, но после этого «плохо», надеюсь, некоторые поймут, что нужно делать вместо того, чтобы слепо подмахивать санкционным требованиям и требовать от кого-то сделать то, что заведомо вернется к тебе с тем же эффектом.

На месте разумных жителей ЕС я бы сейчас требовал от компаний наоборот максимально зайти в экономику России, так как это сейчас
а) дешево
б) просто
Но разум заговорит потом, когда нужно будет возвращаться и придумывать разные объяснения. К тем же, кто сейчас официально приостановил работу, претензий нет. Как правило, это связано с тем, что нарушилась логистика и нет определенности с курсом валют. Как только курс станет предсказуемым, наладится логистика, они урвут такой кусок рынка, что ушедшие будут кусать себе жопу.

экономически, политика, сказочные долбоебы

Previous post Next post
Up