Feb 16, 2013 18:34
Интересно, что в состоянии аноксии (то есть, полного отсутствия кислорода) мозг умирает не сразу, а постепенно. Разные слои нейронов умирают в разное время. Соответственно, патологическая симптоматика появляется тоже в определенной последовательности. Прежде всего страдает кора головного мозга, поэтому первым делом отключается вся произвольная деятельность. То есть, отключается ассоциативная часть коры мозга и уже нечему связывать воедино работу других отделов (сенсорной и моторной зон коры). Поэтому после отключения коры у человека пропадает всякая возможность контролировать свое сознание, оно, если можно так сказать, становится автономным и неконтролируемым.
Также при отключении коры (точнее, во время этого процесса) возникает туннельное зрение, когда мозг воспринимает информацию, исходящую только из центральной части сетчатки глаза. В момент, когда отключается зрительный анализатор (глаза закрываются, например или нарушается поступление импульса по зрительному нерву), участок коры мозга, отвечающий за анализ информации из глаза входит в режим компенсации и начинает генерировать электрические импульсы. Так что даже при закрытых глазах и полном отключении зрительного анализатора субъективные ощущения света в виде пятен и ярких вспышек остается возможным.
При отсутствии информации также с других анализаторов мозг начинает работать на нивелирование этого состояния и, как в случае с глазом, может самостоятельно генерировать импульсы. Сходная ситуация имеет место при сенсорном голоде, когда все органы чувств максимально лишены источников раздражения. В этом случае могут воспроизводиться картины из памяти, а также совершенно фантастические образы. Немаловажную роль играет и собственный опыт человека. Если его годами готовить к некоей гипотетической ситуации, то, попадая в нее, мозг этого человека включает определенный паттерн, сформированный опытом.
Постепенно отключаясь, кора перестает обрабатывать и контролировать информацию от органов чувств. Поэтому информация от вестибулярного аппарата тоже не поступает в мозг и не обрабатывается. Это состояние хорошо знакомо летчикам и космонавтам. Если закрыть глаза в условиях невесомости, возникает ощущение падения. Это происходит потому, что отолиты во внутреннем ухе перестают давить на волосковые клетки и подвешиваются в жидкости. Мозг не может определить направление в пространстве (верх-низ). Поэтому только работа глаза позволяет сохранять ориентацию.
С отключением глаза и угнетением работы коры пропадает возможность ориентироваться в пространстве. Возникает ощущение падения или полета. Это эволюционно обусловленная реакция, так как в условиях земной гравитации отолиты перестают давить на волоски только в случае падения. Также можно интерпретировать ощущение падения, как попытку мозга провести самореанимацию. Всем известно, что падение выводит спящего из состояния даже глубокого сна, что опять же эволюционно закреплено.
Вполне достоверным можно считать тот факт, что эйфория в процессе умирания появляется в результате введения наркотических препаратов для обезболивания или снижения мышечного тонуса. Расслабление мышц также приводит к состоянию эйфории. Если же сразу после введения, скажем, опиойдных наркотических препаратов начать вводить налоксон, эйфория у переживающих клиническую смерть, может смениться болезненными и жуткими переживаниями. Начинается синдром отмены, который умирающий мозг пытается компенсировать и сообщить об этом единственно возможным в виду отсутствия какой бы то ни было чувствительности способом - визуально интерпретируя все еще поступающие из организма сигналы. Сигналы поступают, но кора не может корректно обработать их.
То есть, ситуация мозга в банке: с одной стороны сигнал из тела идет, его распознают другие отделы мозга, отвечающие за безусловные рефлексы, передают его в кору, но та не может сформировать ответный сигнал и вызвать реакцию, которая иначе называлась бы болью, так как ни один орган не отвечает на сигналы и не замыкает сенсорное кольцо. Мозг в банке.
Как сообщить товарищу, что вам больно или наоборот хорошо, если у вас есть только бумага и карандаш, а языка товарища вы не знаете? Конечно, картинками. Язык изображений поймут все. Нарисуйте на листе бумаги безоблачное небо, луг, речку или озеро, солнце и пару влюбленных посреди луга, лежащих в траве. Сразу станет понятно, что у вас все хорошо. Но нарисуй вы кровь, капающую из груди или сломанную руку, или еще что-то в этом духе, как у товарища появится четкое осознание того, что вам плохо.
Конечно, в таких визуальных обобщениях огромную роль будет играть опыт. Если человека всю жизнь подпитывали историями о рае, как о месте блаженства и об аде, как месте вечной муки, дополняя эти истории визуальными образами, а также установкой, что рай и ад - это посмертные места пребывания, каким образом мозг наиболее красноречиво скажет телу о том, что все хорошо или плохо? Рай и свет, эйфория и все прочее будут интерпретированы, как признак спокойного закономерного умирания организма и мозг будет пытаться этот момент перехода от жизни к смерти нивелировать как раз всякими приятными картинками. Если же в процессе умирания в организме происходят патологические процессы, вызывающие боль и которые в нормальной ситуации не должны происходить, скорее всего мозг будет стараться реанимировать своего носителя, чтобы устранить мешающие нормальному умиранию факторы.
Кроме этого существует мнение, что все посмертные переживания связаны не с самим моментом клинической смерти, а с комой, которая следует после реанимации. Учитывая, что в это время при неглубокой коме человек может все видеть, слышать и чувствовать, но не осознавать этого, нет никакой тайны в рассказах о том, как пациенты воспроизводят обстановку в операционной и палате, которую они, якобы, увидели в момент выхода из тела.
Ведь как еще может мозг сам себе объяснить отрывочные воспоминания, которые у него есть, но факт их получения он не зафиксировал, полагая, что в это время человек не мог видеть и слышать своими глазами и ушами соответственно. Хороший способ - придумать себе ситуацию, подобную выходу из тела.
Постскриптум: в феномене околосмертных переживаний нет ничего сверхъестественного. Человек - слишком сложно организованное в плане функционирования психики существо, мозг которого просто обязан был выработать стратегию защиты на случай смерти.
думать,
эволюция,
для кругозора,
заметки,
наука,
биология,
боже детектед