До сезона массовых покатушек осталось буквально три месяца. Даже два, если не считать февраль, который вышел уже почти наполовину. Сегодня даже я, не привыкший торопить события, достал коробку, где у меня хранятся мелочи велосипедные, второй раз протер маслом шипы контактных педалей. Не люблю ржавчину. Вычистил застежки-липучки на шимановских туфлях и подумал, что неплохо бы прикупить еще пару, но уже полегче и пониже. А в прошлые выходные перебрал тормоза. Осмотрел обода, не обнаружив на них ничего фатального, и тормозные колодки. И вот вспомнил про то, что хотел написать пост про тормоза.
Итак, у всех на велосипедах (за исключением особых экстремалов и катающих по треку) есть тормоза. У кого-то гидравлика и диски, у кого-то механика и тоже диски или же, как у меня, механические ободные тормоза. У вас, скорее всего, это тормоза системы V-brake, у тех, кто обладает шоссейным красавцем - это клещевые тормоза. У меня же кантилеверные тормоза системы Avid. Но все это - частности. Общее у тормозов всех типов одно: две колодки зажимают колесо или диск, закрепленный на колесе, не давая колесу крутиться или замедляя это вращение. Энергия при этом переходит в тепловую и велосипед останавливается. О, как!
Обычно тормоза воспринимают как нечто вполне само собой разумеющееся и не уделяют им должного внимания. Но мало того, многие даже не знают, как правильно тормозить. От этого происходит множество несчастных случаев с падениями, ушибами, ссадинами и даже рассечениями и переломами. В особо тяжелых случаях велосипедист рискует оказаться поперек дороги на пути других велосипедистов или автотранспорта. Поэтому сразу после того, как вы научите кого-то крутить педали и посадите на новенький велосипед, научите его правильно тормозить. А я сейчас вам подскажу в меру своих знаний, как это делается.
Итак, у велосипеда два колеса (переднее и заднее), тормозов (точнее, тормозных механизмов) тоже два и тоже передний и задний тормоза. Какие они - не важно. С гидравлическими тормозами проще управляться, для их срабатывания не требуется большое усилие на ручке тормоза, но они сложнее в обслуживании и стоят весьма недешево. Механические тормоза требуют большей силы, но не в разы. С ними вполне справится и девушка. Зато их проще ремонтировать, а цена хороших тормозов системы V-brake гораздо ниже, чем у сносной гидравлики. Так или иначе, вы катитесь на велосипеде и перед вами возникает препятствие или опасность, которые требуют от вас тормозить.
Каким тормозом пользоваться? Большинство велосипедистов сразу же ответят - передним. Это справедливо для механических тормозов. Так как из-за меньшей длины тормозного троса усилие с тормозной ручки передается на рычаги механизма с гораздо меньшими потерями и колодки смыкаются на ободе или диске быстро и плотно. Трос заднего тормоза длиннее, поэтому торможение задним тормозом не такое резкое и даже требует большего хода ручки тормоза. Но кроме всего прочего:
При резком торможении одним только передним тормозом чревато воздушным путешествием через руль на асфальт или другую твердую поверхность. Происходит это по той простой причине, что существует явление инерции. Когда колесо блокируется тормозом, остальная часть велосипеда с пассажиром-водителем не может остановиться мгновенно и продолжает движение по прежнему курсу. Но, так как колесо уже не может вращаться, велосипед начинает вращаться вокруг колеса.
При резком сбрасывании скорости передним тормозом многие новички перелетают через руль. Причем, если дело происходит на спуске, то тормозной путь велосипеда с правильным торможением может оказаться короче тормозного пути велосипедиста, выжавшего ручку тормоза до предела.
Обладателям дисковых тормозов стоит помнить еще и том, что при торможении возникает высокая нагрузка на спицы колеса все по той же причине. Ободу сбросить свою кинетическую энергию некуда. Спицы изгибаются и могут даже лопнуть.
Торможение задним тормозом, как мы уже знаем, не столь эффективно. На практике только 30% эффекта торможения может быть обеспечено задними тормозами. То есть, если мы одинаково сильно выжмем оба тормоза, то передний тормоз будет тормозить в 2,3 раза сильнее заднего. Соответственно, для получения такого же усилия на переднем тормозе, как на заднем, требуется почти в два с половиной раза меньшее усилие на ручке. Но задний тормоз не менее важен.
Торможение задним тормозом, даже ввиду того, что он слабее переднего, может привести к неприятным последствиям. У велосипеда есть такая часть рамы, как перья. Это те части, которые на моей модельке закрашены оранжевым. И не зря. При торможении задним тормозом возникает нагрузка на перья. Бывает даже так, что при резком торможении гидравлическими тормозами тонкие перья лопаются. Конечно, это должен быть или очень старый велосипед, или плохая сварка, или тонкие перья на раме специфичной раме. Справедливости ради стоит сказать, что такое случается редко.
Чаще всего при резком схватывании тормозов на ободе или диске заднее колесо начинает идти юзом. Иначе, колесо вращается медленнее, чем должно, исходя из скорости велосипеда. Колесо начинает скользить по поверхности дороги. В этом случае собственно работа тормоза становится малоэффективной, можно потерять управление велосипедом. А так как велосипед устойчив только в движении, теряя управление над ним в момент торможения появляется вполне определенная возможность свалиться с велосипеда.
Любое неправильное движение в таком случае приводит к вилянию велосипеда задней частью и, в конце концов, к падению велосипеда с велосипедистом на бок и короткой поездке по асфальту уже не на колесах, а на локтях, бедрах и щиколотках с голенями. Ну, и поломанным велосипедом.
Поэтому, чтобы такого не случалось, действуем так: пользуемся всегда обоими тормозами, по возможности со сравнимым усилием на колесах, то есть, давим на ручку заднего тормоза несколько сильнее. Но не забываем, что резко брать тормоза на себя не нужно, если в этом нет очевидной необходимости. Но обязательно, даже взяв тормоза с большим усилием, нужно давить на обе ручки. Тогда усилие будет распределяться равномернее. Не стоит зажимать тормоза непрерывно. Нажимайте на ручки тормозов и отпускайте их, чтобы не блокировать колеса. Так вы избежите еще и излишнего перегрева, сохраните колодки и обода.
При этом велосипедисту нужно сместить центр тяжести назад. Причем, сделать это нужно, не поднимаясь. Распрямите руки, будто отталкиваясь от руля. Голова при этом находится на одном и том же уровне. Если распрямиться, то центр тяжести поднимется на несколько сантиметров и вероятность перелететь через руль или упасть увеличится. Чем ниже центр тяжести системы велосипедист-велосипед, тем она устойчивее в вертикальном положении.
Но, если ситуация такова, что вы даже двумя тормозами, даже выжав ручки с максимальным усилием, видите, что затормозить не успеете, падайте на бок, одновременно пытаясь развернуть велосипед вперед себя. Лучше пожертвовать велосипедом, чем собой. Велосипед пролетит дальше вас и весьма вероятно его увидят водители. А увидев, затормозят раньше, чем их путь пересечете вы.